древнеримский поэт-трагик и драматург. Племянник Энния, который, по-видимому, привез его в Рим и там руководил развитием его таланта. Помимо литературы, занимался также живописью; Плиний Старший упоминает его знаменитую картину в храме Геркулеса. В Риме, где он провел почти всю жизнь, поддерживал отношения с кругом Сципионов. Уже восьмидесятилетним старцем он встретился на сцене с тридцатилетним Акцием. В конце жизни переехал в Тарент, где его по пути в Азию навестил Акций и прочел ему своего «Атрея». Среди литературных произведений поэта древняя традиция называет сатиры, которые – подобно сатирам Энния – представляли собой сборник поэтических произведений разнородного содержания; от них ничего не сохранилось. Нам известно 13 названий трагедий; до нас дошло и множество отрывков, всего 425 стихов. Пакувий работал медленно, стремясь сравняться с греческими оригиналами совершенством формы. И если Энний уделял особое внимание обработке драм Еврипида, то Пакувий охотнее занимался трагедиями Софокла, на которые ориентированы следующие пьесы: «Хрис», «Гермиона», «Омовение ног», «Тевцер». В «Споре об оружии» он взял за образец Эсхила. Только «Антиопа» основана на соответствующей трагедии Еврипида. Очевидна у Пакувия склонность к воссозданию малоизвестных версий мифа. Он охотнее всего опирался на пьесы, представлявшие собой позднейшие разработки еврипидовских сюжетов, перенесенных на римскую сцену Эннием. Это был условный прием, который должен был облегчить зрителям восприятие затейливых мифов. Таким образом, «Илиона» связана с еврипидовской «Гекубой», «Аталанта» – с «Мелеагром», «Пенфей» – с «Вакханками», «Мед» – с драмами Еврипида о Медее. «Орест раб» базируется на какой-то пьесе, возможно, являвшейся продолжением «Электры» Софокла. Особое место в творчестве автора занимает fabula praetexta «Павел», сюжет которой взят из истории Рима. Героем драмы был, вероятно, Эмилий Павел, победитель македонского царя Персея (168 г.). Драмы Пакувия отличаются запутанной фабулой, в них часто отражаются большие страсти. Их герои часто безоружные женщины и старики, особенно лишенные трона цари, как например Эет в «Меде». Он противопоставлял им жестоких тиранов, что усиливало воздействие на зрителей. В соответствии с требованиями эллинистического декламационного искусства он требовал от актеров умения читать длинные описательные речитативы. В своих трагедиях он рассказывал о странствиях Улисса и красочно описывал различные природные явления; знаменитым стало его описание бури на море. Возвышенному тону его трагедий отвечал их язык, характеризующийся многочисленными неологизмами и сложными словами, часто многосложными, которых, кроме как в трагедиях и пародирующих их комедиях, латынь себе не позволяла. Нагромождение архаических форм придавало языку Пакувия необычный оттенок. Богатство его стиля подчеркивал Варрон; однако его язык критиковали Цицерон и Квинтилиан; Гораций называет его ученым старцем. Цицерон считал его величайшим римским трагиком; его пьесы действовали на особо впечатлительных зрителей еще во времена Персия (I в.), хотя театральная публика уже давно перестала ими восхищаться.
Досье личности
МАРК ПАКУВИЙ
Имя латиницей: Marcus Pacuvius
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.221 до н.э.
Место рождения: Бриндизи, Древний Рим
Дата смерти: приблизительно 00.00.133 до н.э. Возраст (88)
Место смерти: Тарент, Древний Рим
Знак зодиака: Неизвестно
География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: драматург, живопись, искусство, литература, поэт, художник.
Anno: -0140
МАРК ПАКУВИЙ
- ГОРАЦИЙ (65 до н.э. - 8 до н.э.)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- КВИНТ ЭННИЙ (239 до н.э. - 169 до н.э.)
- КВИНТИЛИАН (35 - 96)
- ЛУЦИЙ АКЦИЙ (170 до н.э. - 95 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Эмилий Павел Македонский (229 до н.э. - 160 до н.э.)
- МАРК Теренций Варрон (116 до н.э. - 27 до н.э.)
- ПЕРСЕЙ (царь Македонии) (220 до н.э. - 168 до н.э.)
- ПЕРСИЙ (34 - 62)
- ПЛИНИЙ Старший (23 - 79)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- СОФОКЛ (496 до н.э. - 406 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЭСХИЛ (525 до н.э. - 456 до н.э.)