Досье личности

Ценность: 1,692 (13)

Симпатия: 1,692 (13)

дата обновления - 2016-05-06

просмотров - 4

ДЖЕЙМС Генри

Имя латиницей: James Henry

Пол: мужской

Дата рождения: 15.04.1843

Место рождения: Нью-Йорк, США

Дата смерти: 28.02.1916 Возраст (72)

Место смерти: Лондон, Англия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Кот

География: АНГЛИЯ, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.

Ключевые слова: инсульт, литература, писатель.

Anno: 1878

Генри ДЖЕЙМС

американский писатель, который с тридцати лет жил в Европе, а за год смерти принял британское гражданство. Брат выдающегося психолога Уильяма Джеймса. Крупная фигура трансатлантической культуры рубежа XIX и XX вв. За 51 год литературного творчества он написал 20 романов, 112 рассказов и 12 пьес. Красной нитью через все его творчество проходит тема непосредственности и наивности представителей Нового Света, которые вынуждены приспосабливаться либо бросать вызов интеллектуальности и коварству клонящегося к упадку Старого Света («Дейзи Миллер», 1878; «Женский портрет», 1881; «Послы», 1903). Родился в семье известного американского богослова. В детстве много времени проводил в Европе (Женева, Париж, Лондон). Отсюда проистекает тема столкновения американской и европейской цивилизаций, которая заняла ведущее место в раннем творчестве Джемса. Из современных писателей наибольшее впечатление на него произвели романы Готорна и Тургенева, которых он называл своими наставниками. В 19 лет поступил в Гарвард, затем поселился в Бостоне. Поначалу он печатал свои рассказы в журнале «The Atlantic Monthly», издателем которого выступал Дин Хоуэллс – основоположник реалистической прозы в США. Критики того времени отмечали несомненное мастерство молодого автора, но в то же время были озадачены его стремлением к описанию внутренних переживаний персонажей, а не событий действительной жизни. В 1869 г. он совершил очередное путешествие по Европу. В течение нескольких лет он чередовал проживание в Бостоне и в Европе, главным образом в Риме, и пришел к выводу, что европейское окружение более благоприятно для его творческого развития и самовыражения. После публикации своего первого романа, «Родерик Хадсон» (1875), окончательно перебрался в Старый Свет. В 1875-1876 гг. писатель обосновался в Париже, где был написан роман «Американец» (1877) – история про бесхитростного и прямолинейного американского миллионера, который пытается войти в семью высокомерных и коварных французских аристократов. Хотя биографы традиционно отмечают замкнутость и нелюдимость Джемса (он всю жизнь оставался холостяком), в этот период он много общался со своим кумиром Тургеневым, который познакомил его с Флобером и ввел в кружок учеников последнего (Золя, Доде, Мопассан). В 1876 г. переехал в Лондон, где снял небольшую квартиру на Пиккадили. Именно здесь были написаны его самые знаменитые романы. Столпы викторианского общества воспринимали известного романиста как культурного посланника США и охотно приняли его в свое общество. Джемс регулярно посещал загородные особняки графов и герцогов, элитные клубы, литературные обеды и рауты. Особенно близко он сошелся со Стивенсоном (впоследствии их пути разошлись). В 1881 г. вышли два романа, которые считаются вершиной американского психологического реализма и подводят черту под «тургеневским» периодом в творчестве Джемса, – «Женский портрет» и «Вашингтонская площадь». На фоне столкновения американских и европейских культурных традиций в них разворачиваются трагедийные перипетии женской любви. Под впечатлением от романов Тургенева из жизни нигилистов, Джемс принимается за изучение революционных явлений в современной ему действительности. Результатом его наблюдений за социальными реформаторами и анархистами стали два романа 1886 г. – «Бостонцы» и «Княгиня Казамассима». На рубеже 1890-х гг. первостепенное место в его творчестве занимает тема сложных взаимоотношений художника и общества («Письма Асперна», 1888; «Трагическая муза», 1890; «Урок мастера», 1892). В 1890-1895 гг. он пережил острый творческий кризис. Чувствуя, что время реалистического романа неумолимо уходит, он решил испытать свои силы в качестве драматурга. Постановка сценической версии «Американца» была принята холодно, но вежливо, однако все попытки постановки его новых пьес обернулись полнейшим провалом. Удрученный, но не обескураженный таким приёмом, он в продолжение нескольких лет пытался привить своей прозе новую повествовательную технику, которую освоил при написании пьес. Ярким примером экспериментальных рассказов этого периода является повесть «Поворот винта» (1898), по мотивам которой была создана опера Бенджамина Бриттена. Следуя по стопам Готорна и Тургенева, он возрождает жанр мистического рассказа о приведениях, однако придает ему жуткую психологическую достоверность путем изощренного, многословного и досконального пересказа ощущений «ненадежного рассказчика». В больших романах XX в. – «Крылья голубки», 1902; «Послы», 1903; «Золотая чаша», 1904 – он сводит число персонажей к минимуму и ставит их в психологически напряженные ситуации, подлинная драматичность которых раскрывается по ходу повествования. Его проза насыщается сложными грамматическими конструкциями, культурными аллюзиями и символическими образами, становится все более субъективной и тяжелой для понимания, предвещая эстетику модернизма. Для записи своих текстов стареющий писатель все чаще прибегает к услугам стенографистки. Одновременно размышляет над путями развития современного романа (книга «Мастерство романа»). В 1905 и 1909 гг. он издал два томика путевых заметок, посвященных Англии и Италии, соответственно. В 1904-1905 гг. в последний раз посетил США, с тревогой отметив расцвет идеологии потребительства и всеобщий культ материального преуспевания. Последние годы провел в старинном особняке в графстве Сассекс, занимаясь подготовкой полного собрания сочинений.

Афоризмы (3)
Медиа (0)
Связи (23)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх