французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей. Проучившись недолго в семинарии, перешел в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учебы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлеченным поэзией и театральным искусством. Окончив лицей в 1869 г., отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Служил чиновником в морском министерстве. Его первый рассказ вышел в свет в 1880 г. вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soir?es de M?dan». Начинающий писатель поразил своей новеллой «Пышка» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики. В том же году он выпустил сборник поэзии «Стихотворения» (1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l`eau», «D?sirs» и «V?nus rustique». Помещенный там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил писателю стать хроникером в газете «Голуа»; чиновную службу он в это время оставил. Хотя в начале своей литературной деятельности он и прослыл последователем Золя, но далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая ее узкой и односторонней. В предисловии к роману «Pierre et Jean» он осуждает доктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводить перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по его мнению, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения. За одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890), равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (1884); «На воде» (1888) и «Бродячая жизнь» (1890). Эти произведения позволили ему занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет его писателем классическим. В России в литературной среде он пользовался добрым расположением, благодаря почину Тургенева, который узнал о нем от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Толстым. Произведения писателя имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало его здоровье. С 1884 г. он подвергался нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности иипохондрии впадал в беспокойный идеализм. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в т. ч. и в «Орля». Восстановить нарушенное душевное спокойствие ему не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене «Gymnase» комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du m?nage». В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных около Пасси он сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.
Досье личности
МОПАССАН Ги де
Другое имя: Мопассан Анри Рене Альбер Ги
Имя латиницей: Maupassant Guy de
Пол: мужской
Дата рождения: 05.08.1850
Место рождения: замок Миромениль, около Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, Франция
Дата смерти: 06.07.1893 Возраст (42)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Лев
По восточному: Собака
География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: автор, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, любовь, писатель.
Anno: 1883
МОПАССАН Ги де
- Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается.
- Кто не уважает себя, тот – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, – глуп.
- Не надо войны, не надо.... Давайте-ка лучше работать, мыслить, искать. Единственная настоящая слава – это слава труда. Война – удел варваров.
- Мы знаем, что любовь сильна, как смерть; зато хрупка, как стекло.
- Когда приходит любовь, душа наполняется неземным блаженством. А знаешь, почему? Знаешь, отчего это ощущение огромного счастья? Только от того, что мы воображаем, будто пришел конец одиночеству.
- Жизнь – гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро.
- Всякий стоящий у государственной власти обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает крушения.
- Война – варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину.
- Стремление к радости, к счастью упорно, неистребимо, оно пустило глубокие корни в нашей душе.
- Слова любви всегда одинаковы, – все зависит от того, из чьих уст они исходят.
- Религия – все до одной – нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы.
- Писатель может сделать только одно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать ее; все прочее – бессильные потуги старых ханжей.
- Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери.
- Когда вам надоест женщина, не надо покидать ее.
- Женщины бывают до бесконечности верны или, точнее, до бесконечности навязчивы.
- Мужчина, преодолевший длительное сопротивление женщины, больше всего ценит не ее добродетель, а свое собственное упорство.
- Женщины, которых ласкают мало, неумело или редко, живут, мучимые тысячами жалких забот, тщеславием, жаждой денег, всякими случайностями, причиняющими столько огорчений. Женщины, ласкаемые досыта, ни в чем не нуждаются, ничего не желают, ни о чем не сожалеют… ибо сладострастие заменяет им все, исцеляет от всего, утешает во всем! развернуть
МОПАССАН Ги де в фотографиях:
- АЛЕКСИС Поль (1847 - 1901)
- БАСИН Натан Израилевич (1925 - 2004)
- БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна (1860 - 1884) (МОПАССАН Ги де был влюблен в БАШКИРЦЕВУ Марию Константиновну)
- БЕСТАЕВА Татьяна Владимировна (1937 - )
- БРОДСКИЙ Савва Григорьевич (1923 - 1982)
- ВИСКОНТИ Лукино (1906 - 1976)
- ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж (1848 - 1907)
- ДЕКУРСЕЛЬ Пьер (1856 - 1926)
- ДЖЕЙМС Генри (1843 - 1916)
- ЗОЛЯ Эмиль (1840 - 1902)
- ИВАНОВ Борис Владимирович (1920 - 2002)
- КАЙАТ Андре (1909 - 1989) (Андре КАЙАТ экранизировал произведения Ги де МОПАССАНА)
- КРАСНЯНСКИЙ Эммануил Борисович (1891 - 1982)
- ЛЕБЛАН Морис (1864 - 1941)
- ЛЕМЕР Мадлен (1845 - 1928)
- ЛЕМЕТР Жорж (1894 - 1966)
- ЛОРРЕН Жан (1855 - 1906)
- ЛЮБИМОВ Николай Михайлович (1912 - 1993)
- МЕЛЛЕР ВАН ДЕН БРУК Артур (1876 - 1925)
- ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна (1947 - )
- РОММ Михаил Ильич (1901 - 1971)
- СМИРНОВ Александр Александрович (1883 - 1962)
- СОЛОГУБ Федор Кузьмич (1863 - 1927)
- СТЕКЛОВ Владимир Александрович (1948 - )
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 - 1910)
- ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883)
- УАЙЗ Роберт (1914 - 2005)
- ФЛОБЕР Гюстав (1821 - 1880)
- ХИГУТИ Итиё (1872 - 1896)
- ХИЛИ Дермот (1947 - 2014)
- ХУ Ши (1891 - 1962)