Досье личности

Ценность: 3,25 (16)

Симпатия: 3,188 (16)

дата обновления - 2017-10-05

просмотров - 12

ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович

Имя латиницей: Ejzenshtejn Sergej Mikhajlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 22.01.1898

Место рождения: Рига, Латвия

Дата смерти: 11.02.1948 Возраст (50)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Собака

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, кино, ЛИЧНОСТИ журнал, педагог, режиссер.

Anno: 1925

Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН

российский кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств (1935), профессор (1937), доктор искусствоведения (1939), лауреат Сталинский премий (1941, 1946). Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов. В 1915 г. окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию. Был техником-строителем на Западном фронте, художником при Политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1920 г. был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), однако ушел в театр Пролеткульта, где в 1921 г. оформил спектакль «Мексиканец» по Дж. Лондону. В 1921-1922 гг. являлся слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. С 1923 г. руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал там различные дисциплины (от эстетики до акробатики), многие его ученики (Г. В. Александров, М. М. Штраух, Ю. С. Глизер, И. А. Пырьев) стали впоследствии видными деятелями театра и кино. В это же время сблизился с ЛЕФом В. В. Маяковского, в журнале которого он опубликовал творческий манифест «Монтаж аттракционов» (1923). В манифесте обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики. В 1924 г. выпустил свой первый кинематографический шедевр – «Стачку». Частная история одной из стачек на российском заводе была мастерски и виртуозно, с потрясающими кинематографическими деталями, со впечатляющими и даже шокирующими сценами расправы над рабочими, передана режиссером и воспринималась как призыв к немедленному переустройству мира. Идея стачки мыслилась в планетарном масштабе, а кино оказывалось могучим способом «монтажа аттракционов» в сфере влияния и манипуляции зрительскими массами. Через год, в 1925 г., на экраны вышел «Броненосец "Потемкин"», созданный по тому же методу и с целым рядом исключительно «аттракционных моментов» (знаменитый хрестоматийный эпизод расстрела на Потемкинской лестнице в Одессе). Бунт моряков на «Потемкине», быстро переросший в социальный конфликт, оказался благодаря его фильму заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект и в ряде западных стран был даже запрещен для демонстрации. Постановщик фильма «Броненосец "Потемкин"» поразил не только несомненным новаторством своих кинематографических решений, но и убедил в исключительной силе кино, воздействующим на миллионы людей в разных странах. Две следующие ленты – «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929) – отражают другой этап в творчестве режиссера, когда от идеи «монтажа аттракционов» он пришел к «монтажу мыслей», которые выражали все ту же «генеральную линию» переустройства действительности. «Октябрь» завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую «Стачкой» и «Броненосцем "Потемкиным"». Несмотря на то, что эти фильмы в стилистическом отношении были приближены к хронике, режиссер «переписал» истинную событийную канву Октябрьского переворота. И то, что в последующие десятилетия фильм ассоциировался с документальным представлением о Великом Октябре, в немалой степени было сформировано именно Эйзенштейном. «Октябрь» можно считать в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране «второй реальности», которая кажется подлиннее настоящей. В 1929 г. он вместе с Александровым и Тиссэ был командирован за границу (сначала в Западную Европу, а затем в США). Весной 1930 г., оказавшись в Голливуде, режиссер принял предложение студии «Парамаунт» снять романтически-экспрессивную народную сагу «Да здравствует Мексика». Из-за недостаточного финансирования и настоятельных просьб в форме приказа возвращаться на Родину фильм не был закончен. По возвращении в Москву в 1932 г. был вынужден сконцентрировать свою деятельность исключительно на теоретической и педагогической работе в Институте кинематографии. Следующий, снятый накануне Второй мировой войны, биографический патриотический фильм «Александр Невский» (1938; Государственная премия СССР, 1941), имел колоссальный успех, свидетельствовал о точном понимании постановщиком настроений зрительских масс. Таким же точным было визуальное решение оператора Тиссэ, и мощное музыкальное сопровождение С. С. Прокофьева. В последнее десятилетие своей жизни (1938-1948) он приходит к новому кино, которое будет интеллектуально и философски отражать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении. Но снятая им историческая трагедия «Иван Грозный», препарирующая идею трагической расплаты в борьбе за власть (первая серия, 1945, Государственная премия СССР, 1946; вторая серия была запрещена и выпущена только в 1958; съемки третьей были прекращены), была подвергнута уничтожающей критике. Фильм не спасли ни прекрасные актерские работы (Н. К. Черкасов, А. М. Бучма, С. Г. Бирман, М. И. Жаров и др.), ни изобразительное решение (одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете), ни музыка Прокофьева. Эйзенштейну в категорической форме было предложено глубоко переработать фильм. Режиссер тяжело воспринял насилие, давняя болезнь сердца резко обострилась, и он скоропостижно скончался, едва перешагнув через свой пятидесятилетний рубеж.

Медиа (13)

Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН в фотографиях:

Связи (50)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх