российский физиолог, академик АН СССР (1935); член-корреспондент (1932). Ученик Н. Е. Введенского. В 1888 г. поступил в Нижегородский кадетский корпус, где проявил заинтересованность в науке. В кадетском корпусе Ухтомский проявил заинтересованность не только в физико-математических дисциплинах, но и в философии, психологии, этике и литературе. К 18 годам он знакомится с трудами Аристотеля, Декарта, Спинозы, Фейербаха, Джемса, Гегеля, Ницше, Канта и других ученых и философов. В 1906 г. окончил Петербургский университет и работал там же на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 г. до конца жизни. С 1937 г. – директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой. Его учение о доминанте (изложено в его работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923) широко используется в медицине, психологии и педагогике. Понятие о доминанте, а также его учение об усвоении ритма, согласно которому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволили ему по-новому осветить природу утомления. Курс лекций «Очерк физиологии нервной системы» (опубликован посмертно, 1945, Собрание сочинений, т. 4) представляет большую педагогическую ценность. Премия им. В. И. Ленина (1932).
Досье личности
УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич
Имя латиницей: Ukhtomskij Aleksej Alekseevich
Пол: мужской
Дата рождения: 25.06.1875
Место рождения: село Вослома, Ярославская область, Россия
Дата смерти: 31.08.1942 Возраст (67)
Место смерти: Ленинград, Россия
Знак зодиака: Рак
По восточному: Свинья
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.
Ключевые слова: знание, медицина, наука, просветитель, психолог, физиолог, философ.
Anno: 1923
Алексей Алексеевич УХТОМСКИЙ
- Не что другое, как жизнь для других выправляет, уясняет и делает простою и осмысленною собственную личную жизнь. Всё остальное - подпорки для этого главного, и всё теряет смысл, если нет главного.
- Я переходная форма. Я люблю старое и не могу уже им жить. Почитаю и приветствую новое, но до сих пор не могу ему отдаться. Я мертвый, хоронящий своих мертвецов. А рядом творится жизнь, и я не могу ее догнать, войти в ее святое движение, она не ждет таких как я.
- Когда ты осуждаешь и подозреваешь в дурном твоего знакомого, ты судишь по аналогии с собою и приписываешь другому качества, известные так или иначе в себе самом: Если встречный человек для тебя плох, то ты заслужил его себе плохим - для другого он мог быть и есть хорош! И ты сам виноват, что человек повернулся к тебе плохими сторонами. Самое дорогое и исключительно важное, что есть в жизни - это общение с другими людьми.
- Плох и негоден человек, ничего не желающий и не умеющий желать. Но когда человек желает, ему всегда кажется, что он желает добра. Между тем это лишь иллюзия, будто стоит пожелать и тем самым это уже и желание добра! Объективное добро достигается, как золото, промывкою и проверкою человеческих желаний, причем на многие пуды руды, которую выкапывает старатель, очищается лишь золотник ценного вещества.
- Ведь я монах в миру! А монахом в миру быть ой, как трудно! Это не то, что спасать свою душу за монастырскими стенами. Монах в миру не о себе, а о людях думать должен!. То есть жить по совести.
Алексей Алексеевич УХТОМСКИЙ в фотографиях:
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ВВЕДЕНСКИЙ Николай Евгеньевич (1852 - 1922)
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1830)
- ДЕКАРТ Рене (1596 - 1650)
- ДЖЕЙМС Уильям (1842 - 1910)
- КАНТ Иммануил (1724 - 1804)
- НИЦШЕ Фридрих (1844 - 1900)
- РЕЗНИК Семен Ефимович (1938 - )
- РУСИНОВ Владимир Сергеевич (1903 - 1995)
- СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829 - 1905)
- СПИНОЗА Бенедикт (1632 - 1677)
- ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804 - 1872)
- ШЕРРИНГТОН Чарлз Скотт (1857 - 1952)
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- Т. П. Бабий и др. Биологи. - Киев, Наукова думка, 1984
- http://filosof.historic.ru
- http://www.genealogia.ru
- http://litmostki.ru
21.02.2011 Мартыненко Ольга
Открытый А.А.Ухтомским закон доминанты позволил ему проникнуть в тайну человека, его поведения и поступков, понять феномен "Двойника" т.е. проецирование на образ другого человека своих собственных нравственных качеств, и противопоставить "Двойнику" образ "Заслуженного собеседника", как результат глубокого интереса к человеческой личности. Но пусть об этом скажет сам Алексей Алексеевич, ибо лучше его не может сказать никто.
- Не что другое, как жизнь для других выправляет, уясняет и делает простою и осмысленною собственную личную жизнь. Всё остальное - подпорки для этого главного, и всё теряет смысл, если нет главного. - Понимание действительности надо еще заслужить. Нет ничего вреднее той иллюзии понимания друг друга, которою мы живем в обыденной жизни, причем оказывается, что после многих лет совместной жизни мы так и не разглядели подлинного содержания жизни в нашем соседе... Нет ничего обиднее, чем самоуверенно-циничные глаза торговца, с которыми присматриваются друг к другу соседи: дескать, меня не надуешь, я-то тебя вижу насквозь, ибо ключ к тебе я всегда ношу с собою: это я сам: Вот это и есть высшая проблема Двойника в своих интимных источниках, когда собеседник заперт за семью печатями и нет выхода к лицу человеческому, как оно есть с его потребностями и исканиями... Когда ты осуждаешь и подозреваешь в дурном твоего знакомого, ты судишь по аналогии с собою и приписываешь другому качества, известные так или иначе в себе самом: Если встречный человек для тебя плох, то ты заслужил его себе плохим - для другого он мог быть и есть хорош! И ты сам виноват, что человек повернулся к тебе плохими сторонами. Самое дорогое и исключительно важное, что есть в жизни - это общение с другими людьми".
Итак, главное - это воспитание доминанты на лицо другого человека, уметь увидеть в нем самоценную и неповторимую личность, начать с ней беседу, увидеть во встречном заслуженного собеседника. Вот основное лекарство от томящего одиночества, душевной пустоты и пустырей в сердце.
Кто не помнит трогательной арабской легенды о Лейли и Меджнуне, в которой бедный влюбленный, не осилив препятствий, доводит себя до смерти. И кто из нас в разное время и по разным поводам не оказывался во власти ?одной, но пламенной страсти... Сейчас подобные случаи лишены ореола исключительности. Мы знаем, что иногда в центральной нервной системе возникает такой сильный очаг возбуждения, который, во-первых, заставляет организм реагировать на раздражитель ?в едином порыве, а, во-вторых, создает настолько большую инерцию этого состояния, что оно удерживается даже тогда, когда первоначальный стимул уже не действует. Явление это было изучено и описано физиологом, академиком Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875-1942), а назвать его доминантой ученому подсказал термин из книги ?Критика чистого опыта немецкого философа Рихарда Авенариуса (того самого, которого вместе с Э.Махом критиковал Ленин). Доминанта является побудителем к труду, творчеству и волевым действиям, доминантные состояния могут длиться и секунды, и годы. Человек в поведении, как правило, проявляет множество доминант, сменяющих друг друга, а некоторые профессии, например, актерская, требуют одновременного удержания нескольких доминант. (Говорят, что с этой задачей идеально справлялся Ф.И.Шаляпин.) Открытие это имело очень большое значение, потому что знание законов доминанты может служить важным инструментом воспитания и даже... лечения. Ухтомский писал: ?Фрейд был, возможно, глубоко прав, пытаясь путем психоанализа оживить весь путь, по которому слагается доминанта, довести его до сознания и тем самым разрушить его. Но, продолжал он, ?Сексуальная доминанта самого Фрейда компрометирует здоровую по существу идею психоанализа.
А.А.Ухтомский в 1906 г. окончил естественное отделение Петербургского университета и работал на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 г. до конца жизни. Его труды были изданы в 1945-1962 гг. в 6-томном собрании.
Но, пожалуй, не менее интересной была его жизнь. Он был человеком искания. Окончил Нижегородский кадетский корпус, затем Московскую духовную академию (он потом рассказывал студентам, что в то время со стен Новодевичьего монастыря наблюдал выражения лиц прихожан, с которыми те шли к Богу ≈ одни безразличные, другие озаренные). Учился он и на восточном факультете С.-Петербургского университета, собирался в монастырь, совершал паломничество в Оптину пустынь, а в конце жизни заинтересовался диалектическим материализмом и политэкономией, изучал труды Маркса и Энгельса, ведь именно они меняли на его глазах облик страны.
Ухтомский прекрасно знал русскую историю, историю христианства и других религий, с увлечением рассказывал об истории старообрядчества, о патриархе Никоне, протопопе Аввакуме и боярыне Морозовой. Сам он имел в квартире молельню и долгие годы был старостой и активным деятелем Никольской старообрядческой церкви в Петербурге (в здании которой сейчас расположен Музей Арктики и Антарктики). Вспоминают, что там он пел и даже ?своим голосом как бы вел хор молящихся, а иногда выходил на середину храма для чтения текстов из священных книг.
Рассказывают, что он был замечательным лектором, что иллюстрировал психологические законы примерами из художественной классики, особенно часто обращаясь к произведениям Л.Н.Толстого и к легендам. Анализируя, например, ?Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, он говорил, что предатель Гришка не случайно прозван был Кутерьмой, потому что тот, кто с детства не имеет твердо установленных доминант и сам не способлен их правильно установить, тот имеет в голове кутерьму, которая легко приводит к преступлению, предательству и даже самоубийству.
С разных сторон наблюдавший жизнь, Ухтомский сформулировал Закон Заслуженного Собеседника, по которому человек поворачивается к тебе той стороной своей души, которую ты сам заслужил. ?Дурной заранее видит в других дурное и этим самым провоцирует в них и в самом деле дурное... а другой, заграждая в себе глаза на недостатки людей, побуждает их становиться лучше, и сам становится лучше, чем был. В письме к студентке Е.И.Бронштейн-Шур он писал: ?Плох и негоден человек, ничего не желающий и не умеющий желать. Но когда человек желает, ему всегда кажется, что он желает добра. Между тем это лишь иллюзия, будто стоит пожелать и тем самым это уже и желание добра! Объективное добро достигается, как золото, промывкою и проверкою человеческих желаний, причем на многие пуды руды, которую выкапывает ?старатель, очищается лишь золотник ценного вещества.
Слова эти не были пустой декларацией, ученый старался в жизни соответствовать своему мировоззрению.
У него не было своей семьи и студентам он часто говорил: ?Ведь я монах в миру! А монахом в миру быть ой, как трудно! Это не то, что спасать свою душу за монастырскими стенами. Монах в миру не о себе, а о людях думать должен!. То есть жить по совести.
Об А.А.Ухтомском написаны книги физиологами В.Л.Меркуловым и П.Г.Тереховым, а в 1992 г. в Издательстве Санкт-Петербургского университета вышел сборник "А.А.Ухтомский в воспоминаниях и письмах" - последняя работа Ф.П.Некрылова.