американский кинорежиссер. Родился в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки. Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним родственником его матери, отправился в США (1921). Работал на студии «Юниверсл», сменив множество профессий. Дебютировал фильмом «Плут Бастер» (1925). Первые значительные работы появляются после встречи с продюсером С. Голдвином – фильмы «Эти трое» (1936, по пьесе Л. Хелман), «Додсворт» (1936, по С. Льюису), «Тупик» (1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев и новаторским использованием глубинных мизансцен – техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в картине «Лисички» (1941). Помог раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэйвис («Иезавель», 1938; «Лисички»), Мерл Оберон и Л. Оливье («Грозовой перевал», 1939). Создал ленту «Миссис Минивер» (1942, премии «Оскар» за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины («Оскар» за ленту «Сражающаяся Леди», 1944). Его послевоенная драма «Лучшие годы нашей жизни» (1946, «Оскар» за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением, одновременно обозначившим начало новой исторической эпохи и смену вех в Голливуде. Работы 1950-х гг. – «Керри» (1952, по Т. Драйзеру), романтическая комедия «Римские каникулы» (1953), пацифистская драма «Дружеское увещевание» (1956, главный приз на Международном кинофестивале в Канне, 1957); постановочный суперколосс «Бен-Гур» (1959, 11 «Оскаров», в т. ч. за фильм и режиссуру) – сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 1930-40-е гг. Из немногочисленных лент 1960-х гг. (психологические драмы «Детский час» и «Коллекционер», комедия «Как украсть миллион»), только мюзикл «Смешная девчонка» (1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 г. режиссер награжден премией им. Э. Талберга, а в 1976 г. получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.
Досье личности
УАЙЛЕР Уильям
Имя латиницей: Wyler William
Пол: мужской
Дата рождения: 01.07.1907
Место рождения: Мюлуз, Франция
Дата смерти: 27.07.1981 Возраст (74)
Место смерти: Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США
Знак зодиака: Рак
По восточному: Коза
География: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.
Ключевые слова: искусство, кино, оскар, режиссер.
Anno: 1937
Уильям УАЙЛЕР
- ГОЛДВИН Сэмюэл (1879 - 1974)
- ДЕ ХЭВИЛЛЕНД Оливия (1916 - )
- ДЕЙВИС Бетт (1908 - 1989)
- ДРАЙЗЕР Теодор (1871 - 1945)
- ДУГЛАС Кирк (1916 - 2020)
- КАРМАЙКЛ Хоаги (1899 - 1981)
- КРИСП Доналд (1882 - 1974)
- КУПЕР Гари (1901 - 1961)
- ЛЕОНЕ Серджио (1929 - 1989)
- ЛЬЮИС Синклер (1885 - 1951)
- ОБЕРОН Мерл (1911 - 1979)
- ОЛИВЬЕ Лоуренс Керр (1907 - 1989)
- ПЕРКИНС Антони (1932 - 1992)
- СТРЕЙЗАНД Барбра (1942 - )
- ТОЛАНД Грегг (1904 - 1948)
- УОЛЛАК Илай Хершел (1915 - 2014)
- ХЕКТ Бен (1894 - 1964)
- ХЕЛЛМАН Лиллиан (1905 - 1984)
- ХЕПБЕРН Одри (1929 - 1993)
- ЧИМИНО Майкл (1939 - 2016)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org