19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Одна из первых опубликованных Д. литературных работ - очерк "Артистический квартал Нью-Иорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле" (журнал "Metropolitan Magazine", ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 Д. опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Д. указал в интервью для справочника "Who’s who in America" [1899], что им были написаны две книги: "Исследование о знаменитых современниках" (Studies of contemporary celebrities) - очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. - и "Поэмы" (Poems).
Обычно библиография работ Д. начинается с его романа "Сестра Керри" (Sister Carrie, ноябрь 1900). Этим произведением Д. продолжал реалистические традиции радикальных мелкобуржуазных писателей Америки конца прошлого века (Ф. Норрис, С. Крэйн), но в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как "безнравственное" произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма подойдя к половой проблеме, Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 Драйзер опубликовал свой второй роман - "Дженни Гергард" (Jennie Gerhardt), в котором развивает мотивы "Сестры Керри".
Романом "Финансист" (The Financier, 1912) Д. начал свою монументальную "Трилогию желания" (A Trilogy of Desire). В основу ее положена история жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой "Трилогии" (второй том ее - "Титан" - "The Titan", 1914; к третьему тому - "Стоик" - Д. приступил в январе 1929) - Франк Купервуд; Д. показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Купервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Купервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе "Титан" Д. развертывает жизнь Купервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.
"Трилогия желания" - значительнейшее произведение американской и европейской лит-ры XX в. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Д. быт и нравы финансовой среды, духовную опустошенность крупной буржуазии, ее чисто физиологическое отношение к женщине, хищнический подход к обществу и политическую беспринципность.
Нападки консервативной критики особенно усилились после опубликования в 1916 романа "Гений" (The Genius), к-рый Д. считает своим лучшим произведением. По настоянию "Общества уничтожения порока" суд запретил распространение романа, и лишь позднее это запрещение было снято. Тема романа - мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования сводит только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности; наконец он сам начинает сознавать, что буржуазное общество уничтожило его как художника.
В своем романе "Американская трагедия" (An American Tragedy, 1925) Д. выводит среднего, типичного для мелкой буржуазии, американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, - его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс - жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в "Американской трагедии" дает широкую картину нравов и быта изображаемой им среды.
Д. - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Д. передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Грейс Браун в "Американской трагедии" приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Д. в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.
Д. во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера ее углубление.
По своей идеологии Д. - представитель радикальной части мелкой буржуазии. В "Трилогии желания" он обнажает хищническую природу Купервуда и его интеллектуальную опустошенность, но в то же время любуется этим спекулянтом: Д. привлекает этот смелый финансовый гигант. В "Гении" положительное разрешение противоречий Витла Д. видит в его отходе от излишней чувственности к искусству. В "Американской трагедии" Драйзер с исключительной симпатией изображает невежественную религиозную фанатичку, мать Грифитса, и священника Мак Миллана. Еще более показательна книга Драйзера "Двенадцать мужчин" (Twelve men, 1919), к-рую составили двенадцать биографических очерков: симпатии автора здесь целиком на стороне представителей мелкой буржуазии ("Питер", "Кэлхен", "Патриарх" и т. д.).
Д. принадлежат два сборника рассказов - "Освобождение" (Free and other stories, 1918) и "Цепи" (Chains), в к-рых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: "Рука гончара" (The hand of the potter, 1919) и "Пьесы естественные и сверхъестественные" (Plays of the natural and the supernatural, 1916), ничего исключительного не представляющие. Ранние очерки Д. о Нью-Иорке собраны в его книге "Картина великого города" (The Colour of a Great City, 1923). "Hey Rub-A-Dub-Dub" [1919] - сборник статей Драйзера, из к-рых наиболее интересна статья "Американский финансист". В 1926 вышел том стихотворений Д.: "Настроения" (Moods, cadenced and declaimed), близких по форме к Уитмену, но упадочных по содержанию. Кроме указанных, Д. написаны еще следующие произведения: "Книга о себе" (A book about myself, 1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том "Заря" закончен Д. в конце 1928, из печати еще не вышел), "Каникулы" (A Hoosier Holiday, 1916) и "Сорокалетний путешественник" (A traveller at forty, 1913) - книги путешествий.
В "Галерее женщин" (A gallery of women, 1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге "Двенадцать мужчин".
Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но "Галерея женщин" резко отличается от "Двенадцати мужчин" тем, что Д. подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Женщина для него - прежде всего существо половое, только в сексуальном видящее смысл и оправдание действительности.
Последний роман Драйзера - "This Madness" (Безумие, 1929). Этот роман - свидетельство творческого упадка Драйзера. Он отходит от широкого воспроизведения действительности, замыкает ее в круг узкосубъективных переживаний: "This Madness" представляет собою ряд любовных эпизодов, объединенных тем, что в центре их поставлен один герой - сам автор.
После поездки в СССР, в 1928, Д. опубликовал книгу "Драйзер смотрит на Россию" (Dreiser looks at Russia), вызвавших ожесточенную кампанию буржуазной прессы против писателя.