Досье личности

Ценность: 4,063 (16)

Симпатия: 3,688 (16)

дата обновления - 2017-11-06

просмотров - 16

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович

Имя латиницей: Stravinskij Igor` Fedorovich

Пол: мужской

Дата рождения: 17.06.1882

Место рождения: Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Россия

Дата смерти: 06.04.1971 Возраст (88)

Место смерти: Нью-Йорк, США

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Лошадь

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, США, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: дирижер, изгнанник, искусство, композитор, музыка.

Anno: 1930

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ

российский композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского. Русский по рождению, с 1914 г. жил в эмиграции, с 1939 г. в США (в 1934 г. он принял французское, а в 1945 г. – американское гражданство). С девяти лет начал частным образом брать уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 гг. (по другим сведениям с 1902 по 1908). Брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками с В. П. Калафати. Это была его единственная композиторская школа, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией. Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения – скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», Симфония Es-dur, «Фейерверк» для оркестра. На премьере последнего присутствовал С. Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трех лет сотрудничества с труппой Дягилева написал три балета, принесших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Перед самым началом Первой мировой войны едет в Швейцарию, где и остается на ближайшие четыре года. Среди сочинений этого времени – оперы «Соловей» (по сказке Андерсена, 1914) и «История солдата» («Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая», 1918). Этим же временем датируется его сближение с французской Шестеркой и эксцентричным авангардным композитором Эриком Сати, ядовитый характер и музыка которого вызывали неизменное восхищение композитора. Некоторые произведения Сати (в особенности, балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918)) оставили заметный след в его творчестве. После окончания войны принимает решение не возвращаться в Россию, и спустя некоторое время переезжает во Францию. В 1919 г. композитор по заказу С. Дягилева пишет балет «Пульчинелла», поставленный год спустя. В 1920-1940 гг. во Франции состоялись премьеры его опер «Мавра» (1922), «Свадебки» (1923) – итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим». В 1924 г. состоялся его дебют в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением С. Кусевицкого. Как дирижер выступал с 1915 г. В этот период он создает многочисленные произведения в разных жанрах: Симфонии духовых памяти Дебюсси, сочинения для камерных ансамблей, фортепиано и голоса. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке – «Отче наш» для хора a capella. В 1928 г. появляются новые балеты – «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», а два года спустя – знаменитая и грандиозная Симфония псалмов на латинские тексты Ветхого Завета. В начале 1930-х гг. обращается к жанру концерта – он создает Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1933-1934 гг. по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом пишет мелодраму «Персефона». Тогда же он окончательно решает принять французское гражданство и пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни». С 1936 г. периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 г. в Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя – исполнен концерт «Дамбартон-Окс», композитора приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, он решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. Произведения этого периода – опера «Похождения повесы» (1951) – ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония in C (1940) и Симфония в трех частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз оркестра (1946, сочинен для оркестра Вуди Германа, а также множество других сочинений. В январе 1944 г., в связи с исполнением необычной аранжировки гимна США в Бостоне, местная полиция предупредила композитора, что существует ответственность в виде штрафа за искажение гимна. В связи с этим появился миф, что он был арестован за искажение гимна. С начала 1950-х гг. начинает использовать в своих сочинениях серийный принцип. Переходом стало сочинение Кантаты на стихи английских анонимов, в которой со всей очевидностью обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки, к которой Стравинский тяготел всегда. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Полностью серийным сочинением, в котором он совершенно отказался от тональности, как таковой, стали Threni (Плач пророка Иеремии; 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен – это «Движения» для фортепиано с оркестром (1959). Итоговое музыкальное произведение серийного периода – Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. Апофеозом всего его творчества является Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966). Очень активно гастролировал в Европе и мире как дирижер и пианист. Осенью 1962 г. впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде. Последнее завершенное его произведение – обработка для камерного оркестра двух духовных песен Гуго Вольфа (1968). Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на т. н. «русской» его части, вместе со своей женой Верой, недалеко от могилы С. Дягилева.

Афоризмы (1)
Медиа (17)

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ в фотографиях:

Связи (129)
Источники (9)
Факты (1 )

14.01.2012 Ю.А.Белецкий

Игорь Стравинский и его жена Катерина Носенко. Или же Котюля, как называл ее музыкант. Стравинский женился на двоюродной сестре. Церковь все же разрешила этот брак, который оказался крепким и долгосрочным – Котюля и Игорь прожили вместе 33 года, до смерти жены, и имели четырех детей. 

 

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх