Досье личности

Ценность: 1,167 (12)

Симпатия: 1,462 (13)

дата обновления - 2014-11-25

просмотров - 5

ВОЛЬФ Хуго

Имя латиницей: Wolf Hugo

Пол: мужской

Дата рождения: 13.03.1860

Место рождения: Виндишгрец, ныне Словеньградец, Югославия

Дата смерти: 22.02.1903 Возраст (42)

Место смерти: Вена, Австрия

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Обезьяна

География: АВСТРИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: искусство, композитор, критик, музыка.

Anno: 1896

Хуго ВОЛЬФ

австрийский композитор и музыкальный критик. Учился в Венской консерватории (1875-1877) на одном «курсе» с Густавом Малером, однако, курса обучения не окончил и в дальнейшем занимался музыкой самоучкой, обособленно и так, как сам считал необходимым. За два года учения в консерватории, однако, открыл для себя музыку Рихарда Вагнера. В 1879 г. познакомился с Брамсом, но отношения у них не сложились (Вольф вообще отличался неуживчивостью и «тяжелым» характером с сильными перепадами настроений). Всего несколько месяцев (в 1881-1882) работал капельмейстером городского театра (на посту второго дирижера) в Зальцбурге. Потом, в 1884-1887 гг. вел колонку в газете «Wiener Salonblatt» (Венский салонный листок), где занимался музыкальной критикой, неизменно выдвигая Вагнера против Брамса (позиция, в частности, представленная позднее в романе Ромена Роллана «Жан-Кристоф»). Своим резким и безапелляционным тоном зарекомендовал себя неуживчивым и бескомпромиссным «цукунфистом». Спустя три года покинул и это место, продолжая работать самостоятельно. Страдал инфекционной формой душевного расстройства. В прямой зависимости от переживаемых им фаз тяжелого заболевания, он отличался резкими перепадами настроения и крайней неровностью характера. Периоды творческой и психической активности постоянно перемежались глубочайшими и болезненными депрессиями. Менингеальный сифилис временами приводил композитора к помрачениям сознания и, вместе с тем, к вспышкам необыкновенной творческой энергии. Наиболее плодотворные в творческом отношении годы: 1888-1891 (когда и было написано большинство Lieder (песен), составивших его наследие и славу), а также 1895-1897 (время работы над комической оперой «Коррехидор», второй частью «Итальянской книги песен» и эскизами музыкальной драмы «Мануэль Венегас»). В результате, если сложить вместе все творческие годы, получится совсем немного времени: чуть более пяти лет в сухом остатке. Однако, если сравнить его творческую активность пяти лет с целой жизнью нормального среднестатистического человека, результат оказывается более чем красноречивым. Последняя вспышка активности закончилась катастрофой. Последние шесть лет жизни, после 1897 г. он уже не покидал психиатрической лечебницы. Был типичным представителем позднейшего (или даже запоздалого) периода романтизма. В этом смысле конец XIX в. скорее можно назвать не поздним романтизмом, а преддверием неоромантизма и декаданса, который буквально наступал ему на пятки. В историю мировой музыки вошел как один из крупнейших мастеров камерно-вокального жанра XIX в., развивший (и подытоживший) традиции венской песенной классики от Бетховена – до Шуберта и Шумана (коллеги по опасному заболеванию). Говоря профессиональным языком, создал новый тип немецкой Lied, (в его пятилетнем творческом багаже содержится более 300 песен!). Его стиль (как и все т. н. «поздние» стили) с полным основанием можно назвать в широком смысле «фьюжен», или сплавом. Главным образом, опираясь на традиции немецкой классической песни, Lied, он преломил ее традиции в сугубо профессиональном ключе, на основе вагнеровской музыкальной драмы. По сравнению со своими историческими предтечами (прекурсорами), в его песенной просодии резко возросло психическое напряжение (в полном соответствии с физиологией автора), и как следствие – внимание к поэтическому слову, а также обострилась декламационная и интонационная выразительность. В этом смысле его можно назвать (по его психофизиологии) одним из первых экспрессионистов XIX в. и прямым предвестником немецкого экспрессионизма 20-х гг. XX в. Называя свои произведения не песнями, не романсами, а напрямую «стихотворениями для голоса и фортепиано», он (как следствие) уделял особо пристальное внимание выбору автора стихов. Обращался чаще всего к поэзии таких (близких себе по духу) авторов, как Эдуард Мёрике, Иоганн Вольфганг Гёте, Йозеф фон Эйхендорф, Николаус Ленау, Герард Келлер, а также к немецким переводам эротически обостренной испанской и итальянской лирики Пауля Хейзе («Итальянская книга песен») и Э. Гейбеля («Испанская книга песен»). В музыкальной агогике ради сохранения смысловых и синтаксических значений стиха, часто отказывается от музыкальных периодов и симметрий, а также гармонической логики классического построения фразы. Характерной особенностью его некоторых песен является также перенесение основного тематически яркого материала – в аккомпанемент, партию фортепиано, тогда как вокалист продолжает в присутствии активного пианиста «бубнить» свой стих, в состоянии как бы парализованной стрессом психики. Начиная со «Стихотворений Э. Мёрике» характерным для творческого метода композитора становится объединение в рамках одного сборника большого числа разностилевых и разнохарактерных контрастных песен, связанных между собой только единством поэтического первоисточника, а также повторением музыкально-поэтических лейтмотивов (в манере опер Вагнера). Иногда единство связей также подкрепляется и угадывающейся сквозь собрание стихов сюжетной связью. Во многих песнях сказывается его живой интерес к современным ему тенденциям музыкального театра. Яркость «музыкальных декораций», краткая обрисовка психологического антуража, мгновенное введение в курс происходящих событий, а также характерность и выпуклость речевых интонаций – невольно наводят на аналогии с диалогическими театральными песенками-сценками из зингшпилей или комических опер. Автор оперы «Коррехидор» (1895), симфонической поэмы «Пентесилея» (по одноименной драме Г. фон Клейста), струнного квартета. Но основную славу ему составили ок. 300 песен на стихи Гейне, Готфрида Келлера, Йозефа фон Эйхендорфа, Эдуарда Мёрике, Николауса Ленау, Гёте, Микеланджело, испанских и итальянских поэтов в переводах Пауля Хейзе, написанные в 1888-1897 гг. и развивающие традиции романтических песенных циклов Шуберта и Шумана. Его песни исполнялись лучшими музыкантами мира (Дитрих Фишер-Дискау, Святослав Рихтер, Даниэль Баренбойм, Элизабет Шварцкопф, Зара Долуханова, Барбара Бонней, Йен Бостридж и др.).

Медиа (0)
Связи (30)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх