Досье личности

Ценность: 5,529 (17)

Симпатия: 5,25 (16)

дата обновления - 2018-02-13

просмотров - 14

ПИФАГОР Самосский

Имя латиницей: Pifagor of Samos

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.569 до н.э.

Место рождения: остров Самос, Греция

Дата смерти: реконструировано 00.00.491 до н.э. Возраст (78)

Место смерти: Метапонт, Италия

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, идеолог, ЛИЧНОСТИ журнал, логик, математик, наука, основатель, религия, философ.

Anno: -0521

ПИФАГОР Самосский

древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель философско-религиозного учения, получившего название пифагореизма. Сведения о жизни и учении Пифагора довольно скудны и малодостоверны; их трудно отделить от легенд, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Сам Пифагор не оставил никаких трудов, и все сведения о нем и его учении основываются на устных свидетельствах учеников и последователей. Он покинул родной остров Самос в 18-летнем возрасте; как считается, в знак протеста против тирании Поликрата. Посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что он был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) Пифагор поселился в южноиталийском городе Кротоне, где основал закрытое сообщество своих последователей. Ученики Пифагора образовали братство посвященных, своего рода религиозный орден, состоящий из отобранных единомышленников, почитавших своего учителя и основателя как высшее существо. Этот орден на какое-то время фактически пришел в Кротоне к власти, однако в результате антипифагорейских мятежей в конце VI в. до н. э. орден был разгромлен, а Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер. В религиозно-философской доктрине Пифагора ставилась цель освобождения души путем нравственного и физического очищения. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. Он проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа; достижение этой цели, по его мнению, возможно лишь там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей. В своей натурфилософии рассматривал мир как закономерное стройное целое, подчиненное законам «гармонии и числа». По-видимому, он был знаком с учениями Анаксимандра и Анаксимена и, подобно последнему, представлял себе мир носящимся в беспредельном воздушном пространстве. Но в противоположность монизму милетской школы исходил из предположения о двойственности начал. Гармония, по его мнению, осуществляется в противоположностях, из которых основные – «предел» и «беспредельное». Некоторые из его последователей составили таблицу 10 пар противоположностей, под которые подводилось все сущее (эту таблицу приводит Аристотель в своей «Метафизике»): предел – беспредельное, нечет – чет, единство – множество, правое – левое, мужское – женское, подающееся – движущееся, прямое – кривое, свет – мрак, добро – зло, квадрат – продолговатый четырехугольник. Первый ряд имел у пифагорейцев положительное, активное значение, второй – отрицательное, пассивное. Важнейшей заслугой пифагорейцев стало выдвижение идеи о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. По мнению Пифагора, в основе всех вещей лежит число, и познать мир – значит познать управляющие им числа. Главной целью изучения чисел и пропорций было для пифагорейцев познание и описание человеческой души. Они считали, что, познав ее, они смогут управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Самым известным в наше время достижением Пифагора является, безусловно, носящая его имя теорема, устанавливающая связь между сторонами прямоугольного треугольника. «Теорема Пифагора» была, по-видимому, известна и до Пифагора, но ему приписывается ее доказательство в общем виде. В области математики ему приписывается также систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С именем Пифагора связывают также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних.

Афоризмы (38)
Медиа (2)

ПИФАГОР Самосский в фотографиях:

Связи (34)
Источники (10)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх