Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-02-22

просмотров - 4

НИКОМАХ из Герасы

Другое имя: Никомах Герасский

Имя латиницей: Nicomachus of Gerasa

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.60

Место рождения: Гераса, Палестина

Дата смерти: реконструировано 00.00.130 Возраст (70)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, искусство, математик, музыка, наука, философ.

Anno: 0110

НИКОМАХ из Герасы

древнегреческий философ (представитель неопифагореизма), математик, теоретик музыки. Биографических сведений о нем не сохранилось. Годы его жизни определяются с учетом хронологии Трасилла и Апулея, переводившего Никомаха на латынь. Полностью сохранились его «Введение в арифметику» и «Руководство по гармонике». «Теологумены арифметики» в 2-х книгах известны в пересказе Фотия и, кроме того, по фрагментам, включенным в анонимные «Теологумены арифметики» (компиляция, выполненная на основе сочинения Ямвлиха с выдержками из Никомаха и Анатолия, учителя Ямвлиха). Среди утраченных сочинений философа: «Жизнь Пифагора», которую впоследствии использовали в своих сочинениях на ту же тему Порфирий и Ямвлих, а также упоминаемые самим Никомахом «Введение в геометрию», комментарий к «Государству» Платона и «большое сочинение» по гармонике. По своим философским взглядам был приверженцем платоновского учения, соединенного с пифагореизмом. Он математизирует платоновскую философию, соединяя учение Платона о «высшей идее блага», изложенное в «Государстве», со своего рода «высшей арифметикой», имеющей дело с божественными числами, парадигматически задающими космический порядок всего сущего. Его «Введение в арифметику» представляет собой пифагорейскую числовую энциклопедию. В предисловии рассматривается деление математических предметов на непрерывные величины и дискретные множества, в связи с которым обсуждается четверка пифагорейских математических наук – арифметика, геометрия, гармоника, сферика – и значение этих наук для изучения философии. При этом арифметика называется самой старшей наукой, ибо она «предшествует остальным наукам в уме бога-творца как некий космический и образцовый замысел, опираясь на который, как на установление и изначальный образец, создатель Вселенной упорядочивает свои материальные творения и приводит их к подобающим целям; а также потому, что по своей природе она является перворожденной, ибо с ее уничтожением уничтожаются прочие науки, но сама она не уничтожается вместе с ними». Рассматриваемое в арифметике «научное» число объявляется Никомахом божественной парадигмой космической гармонии: «Это число лишь мыслится, и оно во всех отношениях нематериально, но все же оно является действительным и вечно сущим, так что в соответствии с ним, сообразуясь с планом творения, были созданы время, движение, небо, звезды и всевозможные обращения». Далее он переходит к рассмотрению арифметики абсолютных количеств, к ведению которой относятся четные и нечетные, простые и составные, избыточные, недостаточные и совершенные числа. Здесь описываются решето Эратосфена для получения простых чисел, а также алгоритм последовательного взаимного вычитания для отыскания наибольшей общей меры двух чисел и прием построения четных совершенных чисел. В арифметике относительных количеств вводится классификация числовых отношений и описывается алгоритм разворачивания всех числовых отношений из отношения равенства. Затем он переходит к рассмотрению т. н. «фигурных чисел», многоугольных, пирамидальных, плоских и телесных. Завершается «Введение» обсуждением числовых пропорций. Изложение арифметических фактов во «Введении» лишено доказательств. Число интересует Никомаха как философа-теоретика в качестве упорядоченной основы всего сущего. При этом единое оказывается «началом», «корнем», «семенем» и «матерью» числового множества, разворачиваемого из него по некоторому правилу. Прежде всего таким образом разворачивается само число-счет как «поток составленного из единиц количества». Но так же устроены и отдельные виды чисел. Другая важная роль арифметики в системе античного платонизма – пропедевтическая. Изучение математических наук традиционно (с опорой на «Государство» и «Послезаконие» Платона) рассматривалось как основной этап философского восхождения от чувственно воспринимаемых вещей, находящихся в непрестанном изменении, к вещам нематериальным, вечным и неизменным, постижимым только в разумном рассуждении. Изучение арифметики для Никомаха имеет ярко выраженный этический характер. Описывая алгоритм разворачивания всех числовых отношений из отношения равенства и обратного сведения всех неравенств к равенству, он заключает это описание следующим выводом: «Разумная часть души приводит в порядок неразумную часть, ее порывы и влечения, связанные с двумя видами неравенства, и посредством размышления подводит ее к равенству и тождеству. А для нас из этого уравнивания прямо вытекают т. н. этические добродетели, каковые суть благоразумие, мужество, мягкость, самообладание, выдержка и подобные им качества». В античности его «Введение в арифметику» не раз комментировали (сохранились комментарии Ямвлиха, Асклепия из Тралл, Иоанна Филопона, известно также о комментариях Сотерика и Герона). Вскоре после смерти Никомаха «Введение» было переведено на латынь Апулеем (перевод не сохранился). Боэций перевел «Введение» на латынь еще раз и издал его в своей редакции. Этот перевод послужил основным источником математических сведений для Кассиодора, Марциана Капеллы, Исидора Севильского и др., и на нем основывался арифметический раздел квадривиума средневековых университетов. Имеется также перевод «Введения» на арабский язык, выполненный Сабитом ибн Коррой. В «Теологуменах арифметики» обсуждалось символическое значение чисел первой десятки. Благодаря сохранившемуся в «Библиотеке» Фотия изложению «Теологумен арифметики» известно, что в своем сочинении Никомах также предпринял попытку сопоставить числа первой десятки с пантеоном греческих богов и богинь, исходя из понимания «своеобразного и определенного количества» каждого числа. В результате каждому из чисел оказались сопоставлены целые списки не менее чем из полутора десятков имен божеств, мифологических персонажей и понятий. Соответствия для первых четырех чисел весьма пространны, о следующих числах сказано более кратко; последнее число, десятка, охарактеризовано как «Все», «Сверхбожество», «Бог богов», «Космос», «Небо», «Судьба», «Вечность», «Могущество», «Вера», «Необходимость», «Атлант», «Акамант», «Фанет», «Гелиос», «Память», «Мнемозина». «Руководство по гармонике» Никомаха содержит сжатое изложение пифагорейской музыкальной теории. Он говорит, что пишет его на скорую руку, и обещает впоследствии написать «большое сочинение», выстроенное «со всей полнотой необходимых для читателя умозаключений», с привлечением «наиболее прославленных и заслуживающих доверия свидетельств древних мужей», – но это сочинение до нас не дошло. Никомах намеревается излагать свой предмет «в точном соответствии с замыслом самого учителя, не как понаслышке записали Эратосфен и Трасилл, но как передал Тимей из Локр, которому и следовал Платон». О том, что он имел доступ к древним пифагорейским книгам или по крайней мере к извлечениям из них, свидетельствует приведенная им цитата из сочинения Филолая «О природе», отличающаяся архаичной терминологией. Никомах передает учение о «первой воспринимаемой музыке планет», рассказывает легенду о том, как Пифагор на опыте обнаружил связь созвучных интервалов с отношениями чисел первой четверки.

Медиа (0)
Связи (23)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх