древнегреческий философ, ученик и близкий друг Эпикура. Поначалу занимался риторикой, но, встретившись с Эпикуром, вероятно, ок. 310/309 г. до н. э., когда тот основал в Митилене свою школу, обратился к философии. Позже вслед за Эпикуром переехал в Афины. В 270 г. до н. э. после смерти учителя, согласно его завещанию, стал главой эпикурейской школы в Афинах. Ему же Эпикур завещал свою библиотеку, повелел жить в своем доме и сделал «блюстителем завещанных доходов» наряду с наследниками. Эпикур писал в завещании о Гермархе: «...чтоб ничто не делалось без того, кто состарился со мною в занятиях философией и оставлен после меня руководителем товарищей по философии». Сохранились фрагменты писем Эпикура к нему. Был автором трактатов «Против Эмпедокла» в 22 книгах, «О знаниях», «Против Платона», «Против Аристотеля» и «Писем». В трактате «Против Эмпедокла» содержатся высказывания о происхождении и развитии общества, близкие к точке зрения Демокрита о значении «нужды» и Диогена из Эноанды о значении «потребности» (Лурье С. Я. «Демокрит») при формировании общества и отличающиеся от мнения Лукреция о роли мудрецов-законодателей в этом процессе. Так же как и Эпикур, Гермарх отрицал существование Левкиппа и соответственно его роль в создании атомизма. Помимо традиционного для последователя Эпикура признания утилитаристского основания морали, он, вероятно, вслед за Теофрастом, упоминает сродство как один из факторов установления законов против убийства: «Древние законодатели… признали убийство нечестивым также и потому, что существует некое природное сродство между людьми в том, что касается сходства их внешнего вида и наличия души». Критиковал Пифагора, Платона и Эмпедокла за их представления о богах и, судя по замечанию Цицерона, считал, что боги ничем внешне не отличаются от людей. Филодем в дискуссии о том, могут ли боги дышать и говорить, полемизируя с противниками эпикурейского учения о богах, ссылался на Гермарха. Плутарх имел в виду его и его трактат «Против Эмпедокла», когда говорил в сочинении «Об упадке оракулов», что эпикурейцы отрицают возможность существования полубогов (демонов), о которых учил Эмпедокл. С их точки зрения, вечными могут быть только безмятежные и блаженные существа, в противном случае они будут подвергнуты разрушению.
Досье личности
ГЕРМАРХ
Имя латиницей: Hermarchus; Hermarch
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.326 до н.э.
Место рождения: Митилена, остров Лесбос, Древняя Греция
Дата смерти: приблизительно 00.00.248 до н.э. Возраст (78)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0261
ГЕРМАРХ
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДИОГЕН из Эноанды (100 - 160)
- ЛЕВКИПП (495 до н.э. - 430 до н.э.)
- ЛУКРЕЦИЙ (94 до н.э. - 55 до н.э.)
- ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич (1891 - 1964)
- МЕТРОДОР из Лампсака (младший) (330 до н.э. - 277 до н.э.)
- ПИФАГОР Самосский (569 до н.э. - 491 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- ТЕОФРАСТ (372 до н.э. - 287 до н.э.)
- ФИЛОДЕМ из Гадары (110 до н.э. - 35 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента (491 до н.э. - 434 до н.э.)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)