южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения «в лета правоверного царя Петра болгарского» (927-968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на «Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают». Иоанн Экзарх был современником болгарского царя Симеона (893-927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI вв. Но упоминание о «земле болгарской», как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются «сии лета», в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы Пресвитера нет следов новизны впечатлений от «новоявившейся ереси»; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X в. Лучший список называет произведение Козьмы Пресвитера «Беседой», а эпитет автора, «недостойный», говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму «святым». Он обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная «Беседа» является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы Пресвитера стало популярно на Руси в конце XV в., в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер, «Сколько бесед написал Козьма пресвитер» («Сборник статей, посвященных профессору Дринову». Харьков, 1908); М. Попруженко, «Святой Козьма пресвитер «Слово на еретики» (СПб., 1907); его же, «Козьма Пресвитер» («Известия Русского Археологического института в Константинополе», XV, 1911, где указана литература).
Досье личности
КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР
Имя латиницей: Koz`ma Presviter
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.930
Дата смерти: реконструировано 00.00.990 Возраст (60)
По восточному: Тигр
Ключевые слова: литература, писатель.
Anno: 970
ПРЕСВИТЕР КОЗЬМА
- В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
- http://biography-dictionary.info
- АБРАМОВ Федор Федорович
- АВРАМОВ Владимир
- АЛЕКСАНДРОВ Александр Панайотов
- АЛЕКСИЙ (архиепископ)
- АНГЕЛОВ Димитр Симеонов
- АНГЕЛОВ Иван
- АНГЕЛОВ Стефан Хаджидобрев
- АНДОНОВ Иван
- АНДОНОВ Методи
- АНДРЕЙКОВ Тодор Димитров
- АНДРЕЙЧИН Любомир
- АПРИЛОВ Васил Евстатиев
- АРНАУДОВ Васил Борисов
- АРНАУДОВ Михаил
- АРНАУДОВ Юри
- АСЕНОВ Драгомир
- АСЕНЬ Иоанн I
- АСЕНЬ Иоанн III
- АСЕНЬ Калиман II
- АСЕНЬ Михаил II
- АСЕНЬ Михаил Адрианопольский III
- АСЕНЬ Петр I
- АСПАРУХ
- АТАНАСОВ Георги
- АТАНАСОВ Георгий
- АТАНАСОВ Никола Китанов
- БАГРЯНА Елисавета
- БАГРЯНОВ Иван
- БАКАЛОВ Георги Иванов
- БАЛАРЕВ Димитр
- БАЛЕВСКИ Ангел
- БАЛКАНСКИ Ненко Димитров
- БАТТЕНБЕРГ Александр
- БЕЛЕВ Гьончо
- БЕНКЕНДОРФ Константин Христофорович
- БЕНКЛЯН Аршак
- БЕНКОВСКИЙ Георгий
- БЕРОВ Любен
- БЕРХМАН Георгий Эдуардович
- БЕШКОВ Анастас Стоянов
- БЕШКОВ Илия
- БЛАГОЕВ Димитр
- БЛИЗНАКОВ Георгий Мануилов
- БОЖИЛОВ Добри
- БОЖИНОВА Жени
- БОЛХОВИТИНОВ Леонид Митрофанович
- БОНЕВ Никола Иванов
- БОРИЛ I
- БОРИС I
- БОРИС II
- БОРИС III
- БОРОЗАНОВ Борис
- БОТЕВ Христо
- БОЧЕВ Бончо Николов
- БОЯДЖИЕВ Дмитрий Иванов
- БОЯДЖИЕВ Златю
- БОЯДЖИЕВА Лада
- БРАДИСТИЛОВ Георги Делчев
- БРАТАНОВ Иван
- БРАТАНОВ Кирилл Цочев
- БРЕДОВ Николай Эмильевич
- БРЕДОВ Федор Эмильевич
- БРЫМБАРОВ Христо
- БУДЕВСКАЯ Адриана