южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения «в лета правоверного царя Петра болгарского» (927-968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на «Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают». Иоанн Экзарх был современником болгарского царя Симеона (893-927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI вв. Но упоминание о «земле болгарской», как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются «сии лета», в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы Пресвитера нет следов новизны впечатлений от «новоявившейся ереси»; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X в. Лучший список называет произведение Козьмы Пресвитера «Беседой», а эпитет автора, «недостойный», говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму «святым». Он обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная «Беседа» является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы Пресвитера стало популярно на Руси в конце XV в., в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер, «Сколько бесед написал Козьма пресвитер» («Сборник статей, посвященных профессору Дринову». Харьков, 1908); М. Попруженко, «Святой Козьма пресвитер «Слово на еретики» (СПб., 1907); его же, «Козьма Пресвитер» («Известия Русского Археологического института в Константинополе», XV, 1911, где указана литература).
Досье личности
КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР
Имя латиницей: Koz`ma Presviter
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.930
Дата смерти: реконструировано 00.00.990 Возраст (60)
По восточному: Тигр
Ключевые слова: литература, писатель.
Anno: 970
ПРЕСВИТЕР КОЗЬМА
- В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
- http://biography-dictionary.info
- БУКОРЕШЛИЕВ Ангел
- БУРЕШ Иван Йосифов
- БУРМОВ Тодор
- БУТКОВ Владимир Николаевич
- БЫЧВАРОВА Свобода
- ВАГЕНШТЕЙН Анжел
- ВАЗОВ Иван Минчев
- ВАЙСЕНБЕРГ Алексис
- ВАКАРЕЛЬСКИЙ Христо Томов
- ВАНГА
- ВАНКОВ Семен Николаевич
- ВАПЦАРОВ Никола
- ВАСИЛЕВ Любен
- ВАСИЛЕВ Орлин
- ВАЧКОВ Григор
- ВЕЖИНОВ Павел
- ВЕЛИЧКОВ Константин
- ВЕЛКОВ Крум
- ВЕСЕЛОВСКИЙ Антоний Андреевич
- ВЕШИН Ярослав
- ВИДЕНОВ Жан
- ВИНЕХ
- ВЛАДИГЕРОВ Панчо Хараланов
- ВЛАДИГЕРОВ Тодор
- ВЛАДИМИР I Болгарский
- ВЛАЙКОВ Тодор
- ВУЛЬПЕ Иван Николаевич
- ВЫЛКАНОВ Александр Константинов
- ВЫЛЧАНОВ Рангел
- ГАБЕ Дора
- ГАБРОВСКИЙ Петр
- ГАВРИИЛ Радомир
- ГАНДЕВ Христо Николов
- ГАНЕВ Димитр
- ГАНЕВ Константин Димитров
- ГАНЕВ Христо
- ГАНОВСКИЙ Сава Цолов
- ГАНЧЕВ Ганчо
- ГАЧЕВ Дмитрий Иванович
- ГЕНАДИЕВ Никола Иванов
- ГЕНДОВ Васил
- ГЕОРГИЕВ Веселин
- ГЕОРГИЕВ Владимир
- ГЕОРГИЕВ Кимон
- ГЕОРГИЕВ Михалаки
- ГЕОРГИЕВ Пенчо
- ГЕОРГИЕВ-ГЕЦ Георги
- ГЕОРГИЕВА Кристалина Иванова
- ГЕОРГИЙ I Тертер
- ГЕОРГИЙ II Тертер
- ГЕРАСИМОВ Тодор
- ГЕРДЖИКОВ Огнян
- ГЕРОВ Найден
- ГЕШОВ Иван Евстатиев
- ГОВОРУХИН Орест Максимович
- ГОЛЕМИНОВ Марин
- ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Илья Николаевич
- ГРАБАРЬ Андрей Николаевич
- ГРЕКОВ Димитр Панайотов
- ГРИГОРИЙ БОЛГАРИН
- ГРИГОРИЙ ЦАМБЛАК
- ГРЫБЧЕВА Иванка
- ГУГОВ Георгий Кулишев
- ГУДЕВ Петр