южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения «в лета правоверного царя Петра болгарского» (927-968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на «Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают». Иоанн Экзарх был современником болгарского царя Симеона (893-927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI вв. Но упоминание о «земле болгарской», как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются «сии лета», в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы Пресвитера нет следов новизны впечатлений от «новоявившейся ереси»; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X в. Лучший список называет произведение Козьмы Пресвитера «Беседой», а эпитет автора, «недостойный», говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму «святым». Он обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная «Беседа» является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы Пресвитера стало популярно на Руси в конце XV в., в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер, «Сколько бесед написал Козьма пресвитер» («Сборник статей, посвященных профессору Дринову». Харьков, 1908); М. Попруженко, «Святой Козьма пресвитер «Слово на еретики» (СПб., 1907); его же, «Козьма Пресвитер» («Известия Русского Археологического института в Константинополе», XV, 1911, где указана литература).
Досье личности
КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР
Имя латиницей: Koz`ma Presviter
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.930
Дата смерти: реконструировано 00.00.990 Возраст (60)
По восточному: Тигр
Ключевые слова: литература, писатель.
Anno: 970
ПРЕСВИТЕР КОЗЬМА
- В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
- http://biography-dictionary.info
- ГУЛЯШКИ Андрей
- ГЫЛЫБОВ Живко Спасов
- ГЮЗЕЛЕВ Никола
- ГЯУРОВ Николай
- ДАКОВСКИЙ Дако
- ДАЛЧЕВ Атанас
- ДАМЯНОВ Георгий
- ДАНАИЛОВ Георги Тодоров
- ДАНАИЛОВ Стефан
- ДАНЕВ Стоян Петров
- ДАСКАЛОВ Райко Иванов
- ДАСКАЛОВ Стоян Цеков
- ДАСКАЛОВ Христо Стефанов
- ДАЦЕВ Асен Борисов
- ДЕБЕЛЯНОВ Димчо
- ДЕЛЧЕВА Ружа
- ДЖАГАРОВ Георги
- ДЖАКОВ Эмил Стефанов
- ДЖОВАННА Савойская
- ДЖУДЖЕВ Стоян Стоев
- ДИМИТРОВ Георги
- ДИМИТРОВ Георгий Михайлович
- ДИМИТРОВ Филип
- ДИМИТРОВ-МАЙСТОРА Владимир
- ДИМИТРОВА Блага
- ДИМИТРОВА Гена
- ДИМОВ Димитр
- ДИМОВ Иван
- ДИНОВ Тодор
- ДОЛАПЧИЕВ Благовест Иванов
- ДОНДУКОВ-КОРСАКОВ Алексей Михайлович
- ДОНЕВ Доньо
- ДОСПЕВСКИЙ Станислав
- ДРИНОВ Марин Стоянов
- ДУРИДАНОВ Иван Василев
- ДЮЛГЕРОВ Георги
- ЕВРОВ Николай Константинов
- ЕВФИМИЙ ТЫРНОВСКИЙ
- ЕЛИН ПЕЛИН
- ЕМАНУИЛОВ Игнат
- ЖАНДОВ Захари
- ЖАРОВ Сергей Алексеевич
- ЖЕЛЕВ Желю Митев
- ЖЕЛЯЗКОВ Любомир Димитров
- ЖЕЛЯЗКОВА Бинка
- ЖИВКОВ Тодор Христов
- ЖИНЗИФОВ Райко
- ЗАГОРЧИНОВ Стоян
- ЗАИМОВ Владимир
- ЗАРЕВ Пантелей
- ЗАХАРИЕВ Эдуард
- ЗИДАРОВ Камен
- ЗЛАТАРСКИЙ Васил
- ЗЛАТЕВ Пенчо
- ЗЛАТЕВ-ЧЕРКИН Георги Димитров
- ЗОГРАФ Димитр
- ЗОГРАФ Захарий
- ИВАН II Асень
- ИВАН АЛЕКСАНДР
- ИВАНОВ Георгий Иванов
- ИВАНОВ Димитр
- ИВАНОВ Йордан
- ИВАНОВ Ксенофонт Андреев
- ИВАНОВ Николай Георгиев