Досье личности

Ценность: 2,813 (16)

Симпатия: 3,125 (16)

дата обновления - 2024-03-26

просмотров - 12

ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович

Имя латиницей: Yutkevich Sergej Iosifovich

Пол: мужской

Дата рождения: 28.12.1904

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 23.04.1985 Возраст (80)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Дракон

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, искусство, кино, основатель, режиссер, театр.

Anno: 1940

Сергей Иосифович ЮТКЕВИЧ

Российский театральный и кинорежиссер, сценограф, искусствовед, доктор искусствоведения (1941), народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974). В 1921-1923 гг. учился в ГВЫРМе (руководитель В. Э. Мейерхольд) и ВХУТЕМАСе. Творческую деятельность начал в 1917 г., поставив и оформив юмористическую пьесу В. Раппопорта и С. Надеждина «Иванов Павел» (славянская гастрольная труппа театров Ф. А. Корша и К. Н. Незлобина). Участвовал в работе студии П. Ильина (Харьков, 1917-1918). В Киеве в 1918-1919 гг. был ассистентом К. А. Марджанова, вместе с Г. М. Козинцевым организовал передвижной кукольный театр, а затем театр «Арлекин». В Севастополе был художником театров «Ренессанс», «Театр культов», «Гнездо перелетных птиц» (1920). В 1921-1923 гг. был художником, заведующим художественной частью и режиссером в театре «Мастфор». Вместе с С. М. Эйзенштейном оформил там спектакли «Вечер театральных пародий», «Хорошее отношение к лошадям» В. З. Масса и самостоятельно – «Улучшенное отношение к лошадям» Масса, «Сверхъестественный сын» Г. Данкура и М. Вокера, «Вечер танцев», «Тайна Канарских островов» A. П. Глобы на музыку Ш. Лекока, а также «Представление шарлатанов» по фарсам Табарена, где поставил пантомиму «Четыре тарелки супа». Участвовал в создании Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС) в Петрограде, в оформлении экспериментальных балетных спектаклей К. Я. Голейзовского и Л. И. Лукина, «Макбета» У. Шекспира (с Эйзенштейном) в Центральном просветительском театре. В 1923-1926 гг. режиссер и художник спектакля «Красные солдаты» К. Витфогеля (клуб «Крылья Коммуны»), многих программ «Синей блузы» и других самодеятельных театров. С 1926 г. работал в кино, не оставляя при этом театр. В Ленинградском театре Комедии поставил «Ночной смотр» В. В. Шкваркина (1937, с Х. А. Локшиной), «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина (1943, сценография Ю. и Н. П. Акимова), «Вы этого не забудете» Дж. Б. Пристли (1945); в Московском театре Революции – «Ключи Берлина» М. С. Гуса и К. Я. Финна (1939, запрещен Главреперткомом после генеральной репетиции); в Русском театре Сталинабада – «Мать» К. Чапека (1942, запрещен после премьеры). В 1960-е гг. руководил Студенческим театром МГУ, выпустив как режиссер и сценограф спектакли «Сердце у меня одно» Г. Полонского (1961), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (1964, с М. А. Захаровым). Последняя театральная работа – «Балаганчик» и «Незнакомка» А. А. Блока в Московском камерном музыкальном театре (1982). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1967, 1983).

Медиа (0)
Связи (55)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх