Досье личности

Ценность: 2,267 (15)

Симпатия: 2,333 (15)

дата обновления - 2018-03-18

просмотров - 8

МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович

Другое имя: Марджанов Котэ

Имя латиницей: Mardzhanishvili Konstantin Aleksandrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 09.06.1872

Место рождения: Кварели, Грузия

Дата смерти: 17.04.1933 Возраст (60)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Обезьяна

География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ГРУЗИЯ, КАВКАЗ, СССР.

Ключевые слова: искусство, режиссер, театр.

Anno: 1922

Константин Александрович МАРДЖАНИШВИЛИ

российский режиссер, народный артист Грузинской ССР (1931). На профессиональной сцене с 1894 г. Выступал в театрах Тифлиса и Кутаиси в разноплановых ролях национального и мирового репертуара. С 1897 г. в Русских театрах Елисаветграда, Керчи, Баку, Тамбова, Ташкента и др. В январе 1901 г. в Вятке для бенефиса своей жены Н. Д. Живокини-Марджановой впервые поставил спектакль – «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Молодой режиссер ориентировался на искусство МХТ. Большое значение в становлении Марджанишвили имела работа в 1904-1905 гг. в театре К. Н. Незлобина в Риге. Основное внимание уделял пьесам У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Ибсена, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Г. Гауптмана, Л. Н. Толстого. Здесь познакомился с М. Горьким. Успех постановки «Дачников» М. Горького (1904), стал поводом для личного знакомства с К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко, А. И. Южиным. В 1908-1909 гг. в Одессе поставил «Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса. В спектакле исполнялась «Марсельеза», за что был выслан из города. С 1909 г. главный режиссер театра К. Н. Незлобина в Москве. В 1910 г. был приглашен сотрудничать в МХТ, что позволило основательно заняться изучением системы К. С. Станиславского, принять участие в создании «Братьев Карамазовых» по Ф. М. Достоевскому (1910), «Гамлета» У. експира (1911), «Пер Гюнта» Г. Ибсена (1912). В стенах МХТ, создавая спектакль «У жизни в лапах» К. Гамсуна (1911), впервые осознал свое стремление к искусству страстному, приподнятому, к яркой театральной форме, способной объединить в себе достижения разных искусств. Именно такими мыслились постановки основанного им в 1913 г. в Москве Свободного театра (опера М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», оперетта Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена», мимодрама А. Шницлера и Э. Донаньи «Покрывало Пьеретты», «китайская» сказка Г. Бенримо и Д.-К. Хазлтона «Желтая кофта»). После закрытия Свободного театра Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону (1914-1915), Театром «Буфф» в Петрограде (1916-1917). В 1919 г. комиссар театров Киева, организатор мер по национализации театров. С 1922 г. в Грузии. Оказал определяющее влияние на становление в республике нового театра. Воспитал плеяду выдающихся актеров и режиссеров, составивших славу грузинского театра. В последние годы работал в Москве. Поставил: «Строитель Сольнес» Г. Ибсена (1931, Театр б. Корш), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1933, Малый театр), «Летучая мышь» И. Штрауса (1933, Московский театр оперетты). Также работал в кино в 1913-1929 гг.

Медиа (6)

Константин Александрович МАРДЖАНИШВИЛИ в фотографиях:

Связи (30)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх