античный философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы, ученик Плутарха Афинского. Как преподаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, «Горгия»); сохранился его комментарий к пифагорейским «Золотым стихам». Благодаря изложению у Фотия известен его трактат «О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством». Личность и творчество философа рассматривает Дамаский в своем трактате «Жизнь Исидора»; отрывки из этого трактата представлены у того же Фотия. За преподавание языческой философии был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность. В комментарии к «Золотым стихам», составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, он в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума – ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Гиерокла. Как и у Порфирия, материя у него – не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе после-ямвлиховского платонизма он учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримирными богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических добродетелей помещал богослужебные, освобождающие душу от «вещественных представлений». Наряду с промыслом, роком и случаем признавал свободу выбора и воли, выдвигая при этом концепцию человеческого разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием. Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Его учеником был христианский платоник Эней из Газы, «Теофраст» которого повлиял на Захария из Митилены (Схоластика). Также оказал также значительное влияние на философию Возрождения.
Досье личности
ГИЕРОКЛ Александрийский
Имя латиницей: Hierocles of Alexandria
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.300
Дата смерти: реконструировано 00.00.360 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0340
ГИЕРОКЛ Александрийский
- ГАБЕЛЕНЦ Ханс Георг Конон фон дер
- ГАДАМЕР Ганс Георг
- ГАЙМ Рудольф
- ГАЛЕВИ Иегуда
- ГАЛЕН Клавдий
- ГАЛИАНИ Фердинандо
- ГАЛИЧ Александр Иванович
- ГАМАН Иоганн Георг
- ГАМИЛЬТОН Уильям (логик)
- ГАНИВЕТ ГАРСИА Анхель
- ГАНКЕВИЧ Климентий Николаевич
- ГАНОВСКИЙ Сава Цолов
- ГАО Паньлун
- ГАРАГАШЯН Антон Мадатия
- ГАРЕН Эудженио
- ГАРОДИ Роже
- ГАРСИЯ БАККА Хуан Давид
- ГАРСИЯ БАРСЕНА Рафаэль
- ГАРТЛИ Дэвид
- ГАРТМАН Николай
- ГАРТМАН Эдуард
- ГАСРИ Малколм
- ГАССЕНДИ Пьер
- ГАУДАПАДА
- ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич
- ГВАРДИНИ Романо
- ГВАТТАРИ Феликс
- ГВИЧЧАРДИНИ Франческо
- ГВИШИАНИ Джермен Михайлович
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
- ГЕГЕСИЙ
- ГЕГЕСИН Пергамский
- ГЕЙЛИНКС Арнольд
- ГЕКАТОН Родосский
- ГЕЛЕН Арнольд
- ГЕЛИОДОР Александрийский
- ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
- ГЕМИН
- ГЕМИСТ ПЛИФОН Георгий
- ГЕМПЕЛЬ Карл Густав
- ГЕНОН Рене
- ГЕРАКЛИД Понтийский
- ГЕРАКЛИТ Эфесский
- ГЕРАРД Кремонский
- ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
- ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
- ГЕРМАРХ
- ГЕРМАХ
- ГЕРМИЙ Александрийский
- ГЕРМИПП из Смирны
- ГЕРМОГЕН (философ)
- ГЕРОД Аттик
- ГЕРОН Александрийский
- ГЕРРЕС Йозеф
- ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович
- ГЕССЕН Борис Михайлович
- ГЕССЕН Сергей Иосифович
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ГЕФФДИНГ Харальд
- ГИЕРОКЛ (стоик)
- ГИЕРОКЛ Александрийский
- ГИКЕТ
- ГИЛЬБЕРТ Давид
- ГИЛЬОМ из Конша