Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-03-06

просмотров - 3

ПЛУТАРХ Афинский

Имя латиницей: Plutarch of Athens

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.350

Дата смерти: приблизительно 00.00.432 Возраст (82)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Собака

География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.

Anno: 0400

ПЛУТАРХ Афинский

античный философ-неоплатоник. Из биографических сведений известно, что отца Плутарха звали Несторий; дед Плутарха, которого звали также, был жрецом в Афинах, занимался астрологией и психотерапией; известно имя дочери Плутарха – Асклепигения. Является основателем и главой Афинской школы неоплатонизма (названной по традиции «афинской Академией»), которую он после большого перерыва фактически возобновил в своем частном доме. Одним из его самых известных учеников был Гиерокл Александрийский. Сочинения Плутарха Афинского не сохранились. Недостаток сведений не позволяет уверенно реконструировать его концепцию. Для построения своей философии он детально использовал «Парменида», вершину платоновского богословия, указав тем самым на характерный для своего времени синтез прогрессирующего магического теургизма, самой настоящей практической магии, с тонкой категориальной диалектикой. Чтение Плутархом в Академии платоновских и аристотелевских текстов было той базой, на которой быстро выросли две традиции школьного платонизма V в.: афинская и александрийская. Марин в жизнеописании Прокла (гл. 12) сообщает, что с Плутархом Прокл прочел «О душе» Аристотеля и «Федона» (или «О душе») Платона. В сохранившихся изложениях концепции Плутарха почти невозможно реконструировать какие-либо его тексты в буквальном смысле. Тем не менее, он известен как комментатор Платона (комментарии к диалогам «Федон», «Парменид», «Горгий») и Аристотеля («О душе»; известность и значительность этого комментария конкурировала с таким же комментарием Александра Афродисийского). Как большинство поздних комментаторов, стремился примирить и согласовать мнения Платона и Аристотеля там, где они, как кажется, высказываются о предмете по-разному. Оказал влияние на позднейших комментаторов-неоплатоников (например Иоанн Филопон). В собственных трактатах уделял внимание разработке учения о Едином и о Душе (особенно о ее главнейших способностях — способности составлять мнение и представление). Главное положение его философии сводится к общему неоплатоническому учению о трех основных ипостасях – Едином, Уме, Душе. Пять уровней триипостасной теории он приводит в соответствие с первыми пятью гипотезами-ипостасями платоновского «Парменида». Первая ипостась у Плутарха именуется не «единым» и не «благом», но просто «богом». Вторая ипостась, как и характерно для неоплатонизма в целом, у Плутарха Ум, третья – Душа; но, развивая общую триипостасную теорию, Плутарх устанавливает четвертую ипостась в виде материального эйдоса, а пятую – в виде «материи». Что касается остальных гипотез, которых он насчитывает не восемь, как в «Пармениде» Платона, но девять (эту девятую гипотезу предполагали уже Порфирий и Ямвлих), то под шестой гипотезой Плутарх понимал чистую чувственность (то есть понимал эту гипотезу как нелепость); под седьмой – также нелепость, познавания и познаваемого; под восьмой – учение о подобии знания, сновидческим и теневым образом; под девятой – само это «сновидческое воображение». Однако для развития общей концепции неоплатонизма большую важность представляет именно общая методология использования гипотез платоновского «Парменида». Плутарху Афинскому принадлежит важное и почти уникальное для античности учение о фантазии: чувственные предметы приводят в движение нашу чувственность, а чувственность приводит в движение наше чувственное представление. Это образное представление, по Плутарху, отражает не только сами чувственные предметы, но и их формы, их эйдос, и эти формы в нем закрепляются. Фантазия возникает именно когда эти чувственные формы закреплены в сознании и специально в нем выражены; другими словами, образно-чувственные представления фантазии и не суть целиком образны и не суть не целиком чувственны. Поэтому он утверждал, что фантазия имеет для себя два источника, или два предела. Один предел направлен «ввысь» и относится к разуму. Другой же является «вершиной чувственного ощущения». Но эта двойная природа фантазии, тем не менее, является чем-то единым и неделимым (по соответствию с двойной «высше-низшей» природой души у Плотина). Таким образом фантазия Плутарха обладает объединяющей и организующей функцией в сравнении с текучей чувственностью. Творчески-построительная деятельность фантазии принадлежит только объективному миру, в котором основную роль играет божественный разум. Этот божественный разум, создавая материальную действительность, мыслит ее и тем самым творит ее, что и есть его «фантазия». Человек же только подражает этой божественной фантазии, и потому то подражает хорошо, то подражает плохо, а то и не подражает никак.

Медиа (0)
Связи (12)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх