Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-03-07

просмотров - 3

ДАМАСКИЙ

Имя латиницей: Damascius

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.455

Дата смерти: реконструировано 00.00.535 Возраст (80)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Коза

География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 0490

ДАМАСКИЙ

античный философ-платоник, последний схоларх (диадох) Афинской школы. Принадлежал к привилегированному социальному слою, что было обычно для интеллектуалов-язычников поздней античности. Учился риторике в Александрии под руководством Теона и потом (по хронологии Р. Асмуса и Л. Вестеринка) несколько лет преподавал ее в Афинах (ок. 482/83-491/92). В то же время был вхож в кружки платоников в Александрии (вдова Гермия Эдесия, ее сыновья Аммоний и Гелиодор, Асклепиодот, Исидор и др.) и в Афинах, где он застал Прокла. Под влиянием Исидора постепенно оставляет преподавание риторики и обращается к философии; изучает математику у Марина и слушает лекции по философии Зенодота. Исидору он обязан диалектической искушенностью, у Гелиодора и Аммония изучает Платона и астрономию Птолемея. С Исидором совершает восьмимесячное путешествие по Сирии вдали от христианизированных городов. При Дамаскии происходит последний расцвет Афинской школы: его комментарии не только свидетельствуют о высоком уровне преподавания, но и предполагают очень высокий уровень слушателей. В 529 г., после эдикта императора Юстиниана, был вынужден прекратить преподавание и в конце 531 г. с шестью платониками, «высшим цветом философов» (по замечанию Агафия, из чьей «Истории» известен этот эпизод), отправляется из Афин ко двору персидского царя Хосрова I (восшедшего на трон 13 сентября 531), чьим покровительством пользуется до конца 532 г., когда Хосров, заключив «вечный мир» с Юстинианом, добился для философов-язычников разрешения обретаться в пределах Византийской империи, не подвергаясь преследованиям за свои убеждения (по версии М. Тардье, поддержанной И. Адо, к Хосрову отправился один Дамаский, который и добился внесения соответствующей статьи в текст мирного договора). Относящаяся к 538 г. надгробная плита из Эмесы (в Сирии) с эпиграммой, которую Палатинская антология приписывает философу Дамаскию («Прежде Зосима была рабой одному только телу; но и от тела теперь освободилась она»), – последнее хронологическое указание, относящееся к нему. Так или иначе он комментировал сочинения Аристотеля: «Категории», «Физику» (где приводит фрагменты трактата «О числе, месте и времени»), «О небе» (важнейшие рукописи комментария к трактату «О небе», изданному Хайбергом под именем Симпликия), «Метеорологию», хотя нельзя сказать, были ли у него записанные комментарии к этим текстам. Толковал Платона: «Алкивиада I» (ссылки у Олимпиодора, из которых видно критическое отношение Дамаския к толкованию Прокла); «Федра», «Софиста», «Тимея», «Государство», «Законы» – ссылки в дошедших сочинениях самого философа; «Федона» – дошла серия записанных слушателями толкований, восходящая к двум курсам Дамаския, посвященным этому диалогу; «Филеба» – дошла серия толкований, записанная слушателем второго курса к «Федону»; «Парменида» – текст дошел без толкования первой предпосылки. Помимо этого он толковал «Халдейские оракулы», т. е. восстановил всю систему преподавания философии в Афинской школе; трактат «О первых началах» (отсутствует заключительная часть) представляет собой разработку иерархии бытия, восходящего к вышебытийному, в жанре «затруднений и разрешений»; «Жизнь Исидора» – разросшийся в «философскую историю» (Суда) традиционный энкомий учителю, ценнейший источник сведений о философской жизни Александрии и Афин с конца IV в., известный по выдержкам в «Библиотеке» Фотия и в словаре Суда); «О невероятном» – собрание историй о чудесных явлениях в 4-х книгах, известное по заметке Фотия. Как в трактате «О первых началах», так и в комментариях стремится выявить принцип построения иерархии универсума и дать ее детальное изложение. Одна из основных мыслей философа – невозможность показать, почему и как низшее происходит от высшего. О высшем начале мы не можем сказать ничего, что относилось бы к нему самому, а не к нашим догадкам и предположениям. Следует признать абсолютную невыразимость первого начала, единственное представление о котором можно было бы составить по аналогии с первым членом триады «пребывание-исхождение-возвращение» (но при этом вся триада в целом уже должна быть его проявлением); само оно – как неисходящее – могло бы быть названо пребывающим, но исшедшее от него также следует признать пребывающим. Исходящее от него – первое, о чем мы можем что-то сказать, – есть единство трех ипостасей: единого-многого, многого-единого и объединенного; это объединенное, которое есть бытие, или сущность, как неразличимое смешение единства и множества можно назвать единственным сыном, первейшим из всех порождений. Но его бытие не есть ни бытие как полнота всех родов, ни бытие как одна из категорий платоновского «Софиста», потому что все это – в более низкой сфере. Это проявление невыразимого первоначала есть простое бытие всех сущих, единое всех многих и объединенное всех разделенных. Как таковое оно есть первое умопостигаемое и первый член триады «бытие-жизнь-ум». При рассмотрении сферы ума Дамаский в основном следует Проклу. Но концепция души у него – вполне оригинальна. Он развивает ее в ходе толкования 3-й предпосылки «Парменида». В отличие от Плотина, который признавал субстанциальное единство отдельных душ с мировой душой, и от Ямвлиха, учившего о разрядах душ, по-разному причастных мировой душе, существенно меняющейся при переходе от сферы бытия к становлению, считал, что индивидуальная человеческая душа, оставаясь нумерически единой и в этом смысле тождественной себе, есть единственная сущность, вольная изменить себя самое, т. е. обладающая не только самодвижностью, но и самоопределением в пределах данного ей вида бытия, и в этом смысле она является центральным звеном всей иерархии универсума, объединяя его как в его вышебытийных истоках, так и в чувственно-материальном рассеянии. Вполне оригинально у него толкование «Парменида»: в отличие от Плутарха, Сириана и Прокла, но до известной степени возвращаясь к Амелию, Порфирию и Ямвлиху, он считал, что реальность иерархически устроенного бытия отражают не только первые пять предпосылок, но и последние четыре (6-я посылка: чувственно воспринимаемое как образец, 7-я: предел ослабления его единства, 8-я: чувственно воспринимаемое как подобие, 9-я: предел нарастания его инаковости). Оригинальна также концепция места (отличаемого Дамаскием от положения, которое изменяется при движении) как неразделимой с телом и определяющей его силы, дающей телу как его собственную структуру, так и его включенность в структуру телесного в целом; и времени, соотнесенного с местом, но определяющего не сосуществование тел, а обеспечивающего всю упорядоченную последовательность их изменений, будучи всякий миг всецелой проявленностью прошлого, настоящего и будущего и тем самым являясь моментом «вечности» в становлении. Его сочинения практически не были известны в Средние века. Впервые его тексты вызвали интерес и понимание в XV в. у кардинала Виссариона Никейского, в библиотеке которого оказался трактат «О первых началах» и комментарий к «Пармениду»; многочисленные копии этих текстов появляются вплоть до XVII в. Философия Дамаския была в поле зрения В. Г. Теннемана (в его руководстве по истории философии, 1812), она анализируется в историях Александрийской школы Ж. Симона (1845) и Е. Вашро (1846), в «Философии греков» Э. Целлера (1852). Специальный интерес к философу возникает после издания Рюэлем «Первых начал» и комментария к «Пармениду» (1889). Современное представление о нем складывается на основе «Жизни Исидора», реконструированной трудами Р. Асмуса, Р. Анри и Кл. Цинцена, и благодаря изданиям его текстов Л. Вестеринком. О всплеске интереса к Дамаскию свидетельствует помимо ряда изданий его текстов и конференций почти одновременное появление сразу двух новых переводов на французский его основного фундаментального и крайне сложного труда «О первых началах» (М.-К. Гальперин 1987 и Ж. Комбес 1986-1891).

Медиа (0)
Связи (29)
Источники (8)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх