Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-02-22

просмотров - 2

ГИЕРОКЛ (стоик)

Имя латиницей: Hierocles

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.100

Дата смерти: реконструировано 00.00.170 Возраст (70)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Крыса

География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 0145

ГИЕРОКЛ (стоик)

римский философ-стоик греческого происхождения, известен как автор сочинения «Основы этики». По совокупности косвенных данных принято считать, что он, скорее всего, тождествен упомянутому Авлом Геллием Гиероклу-стоику, «человеку достойному и авторитетному». Вопрос о составе и объеме его сочинений далек от ясности. 1) Суда сообщает, что некоему Гиероклу принадлежал трактат в двух книгах, и приводит из него высказывания. 2) В папирусе конца II в. н. э. под его именем сохранилась начальная часть (12 колонок текста, местами с большими лакунами) сочинения «Основы этики». 3) У Стобея содержатся фрагменты паренетического характера, снабженные тематическими заголовками. По мнению первых исследователей философа (Прехтера и фон Арнима), перечисленные тексты принадлежат одному автору (а именно Гиероклу-стоику в отличие от Гиерокла-неоплатоника, которому часто приписывались) и, возможно, относятся к одному трактату («Философуменам» или «Основам этики»). Его структура предположительно реконструируется следующим образом: 1-я часть в 2-х кн. (теоретическая этика) – текст папируса; 2-я часть (практическая этика) – тексты Стобея и Суды. Представленное в тексте папируса этическое учение важно для реконструкции раннестоической школьной нормы. Основы этики выводятся автором из первичной природной склонности живого существа. Новорожденной душе присущи две способности: ощущение и влечение, благодаря которым живое существо немедленно «узнает» свои потребности и начинает «ощущать само себя». С помощью «самоощущения» живое существо безошибочно распознает состояния собственного организма и «оценивает» их с точки зрения удовольствия/неудовольствия (чувство здоровья или болезни, голода или насыщения, угрозы или безопасности и т. д.). Благодаря «симпатии» души и тела, самовосприятию и способности ощущения оно контролирует себя и свои ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые и т. д. Эта «ведущая, главенствующая сила» позволяет ему воспринимать самого себя в отличие от окружающего мира, сообразовываться со своими потребностями и состояниями и добиваться главной цели – самосохранения и максимально устойчивого существования. Далее, насколько можно судить (текст сильно поврежден), речь идет о разумных существах. Хотя первичная склонность есть прежде всего инстинктивная эгоистическая любовь к самим себе, человек, подобно многим животным, чувствует потребность заботиться о потомстве и, в более широком смысле, о себе подобных, поскольку является «животным социальным». Из этого расположения у разумного существа развивается представление об обязанностях по отношению к самому себе и ближним. Изложением учения об обязанностях и являются сохранившиеся у Стобея тексты, которые представляют собой типичные паренетические топы, близко напоминающие Музония Руфа и Эпиктета. 1) «Как относиться к богам»: следует подражать совершенной добродетели богов, не считать их виновниками зла, но признавать их право справедливо наказывать людей различными бедствиями. 2) «Как относиться к отчизне»: отчизну следует почитать и защищать, уважать ее законы и обычаи, ибо без этого нормальная жизнь человека невозможна. 3) «О браке»: по сравнению с растениями и животными человек обладает разумом, позволяющим ему точнее избирать полезное для себя; на этой способности и основан брак – природное установление, проистекающее из естественной «симпатии» между мужчиной и женщиной и служащее первичной основой и источником воспроизведения общественной жизни. 4) «Как относиться к родителям»: родителей следует почитать как благодетелей и самых близких по природе людей. 5) «О дружеском расположении»: природа требует относиться к людям дружелюбно и помогать им. 6) «Как относиться к ближним»: расположение к ближним распространяется концентрическими кругами – сначала на родителей, детей и ближайших родственников, затем – на жителей селения, города, государства и, наконец, на все человечество. 7) «Домоводство»: мужчина и женщина должны выполнять обязанности, соответствующие их природному устройству и предназначению. Можно предположить, что дошедшие под именем Гиерокла разрозненные тексты действительно относятся к одному трактату, который был задуман как систематическое и вместе с тем популярное изложение всей стоической этики. Судя по всему, учебник философа включал также элементы антиэпикурейской полемики. Объединение теоретической и практической этики (при большом внимании к последней) характерно для авторов позднего периода Стой.

Медиа (0)
Связи (5)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх