Досье личности

Ценность: 5,111 (27)

Симпатия: 5,185 (27)

дата обновления - 2017-02-27

просмотров - 30

ГЕРЦЕН Александр Иванович

Другое имя: Яковлев Александр Иванович – наст. фам., Искандер – псевдоним

Имя латиницей: Gertsen Aleksandr Ivanovich

Пол: мужской

Дата рождения: 06.04.1812

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 21.01.1870 Возраст (57)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Овен

По восточному: Обезьяна

География: АНГЛИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: власть, идеолог, изгнанник, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, оппозиционер, основатель, писатель, политика, публицист, революционер.

Anno: 1840

Александр Иванович ГЕРЦЕН

русский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. В 1829-1833 гг. был студентом физико-математического отделения Московского университета. В это время его увлекли сочинения утопических социалистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а также революционные события 1830-х гг. во Франции и Польше. Вокруг него сложился кружок «вольномыслящей» молодежи, в котором «проповедовали ненависть ко всякому правительственному произволу». Через год после окончания курса он, Огарев и несколько их товарищей были арестованы. Поводом стала вечеринка, на которой они пели песню с антимонархическими словами и разбили бюст Николая I. Было заведено дело о «несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма». 6 лет провел в ссылке в разных городах (Пермь, Вятка, Владимир); с 1836 г. он стал печататься под псевдонимом Искандер. В годы ссылки, во многом под влиянием невесты – Н. А. Захарьиной и знаменитого масона зодчего Витберга усилились религиозные искания писателя. Друзей он просит прислать ему в ссылку сочинения знаменитых нецерковных мистиков – Парацельса, Эккартсгаузена, Сведенборга. Перед рождением своего первого сына он пишет «Бог поручает мне это малое существо, и я устремлю его к Богу». Однако, вскоре этот религиозный настрой ослабевает и сменяется к 1842 г. настоящим бунтом против Бога. Внешней причиной перемены стали тяжелые жизненные испытания мыслителя – болезни жены, страдания и смерти трех детей. Вера в гармонию и разумность Божьего мира рухнула. На место Бога, как и другие революционные теоретики середины XIX в., он пытается поставить человека. Огромное влияние здесь на него оказывает сначала Гегель, а затем Фейербах. В 1842 г. вернулся в Москву и возглавил левое крыло  «западников». Вместе с В. Г. Белинским, М. А. Бакуниным и др. он вступил в бой со «славянофилами». В 1840-е гг. написал роман «Кто виноват?», повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов», в которых содержалось обличение крепостничества. Создал он и несколько философских работ, в т. ч. «Письма об изучении природы», о которых Г. В. Плеханов сказал: «Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго». Василий Зеньковский считает Герцена основоположником русского философского позитивизма. После смерти отца (1846) Герцен стал обеспеченным человеком и вскоре уехал в Европу, где занялся активной революционной работой, желая освободить человечество от гнета эксплуатации, клерикального и политического рабства. В конце 1840-х гг. он занял место в самом центре международной революционной деятельности. Тяжело переживал поражение европейских революций 1848-1849 гг. Он разочаровался в революционных возможностях Западной Европы и в самом европейском обществе, смертельно отравленном, по его мнению, мещанством. Будущий успех освобождения человеческой личности от гнета корыстной эксплуатации  стал связывать с Россией. Он разработал теорию, согласно которой социализм разовьется в России из крестьянской общины. Герцен считал, что «человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник». Отказавшись от веры в Бога и в Европу, он перенес свое страстное религиозное упование на Россию, и на русского мужика-общинника. Эти идеи впоследствии были восприняты народниками. В Европе сблизился с местными революционерами, участвовал в издании газеты Прудона «Голос народа». В 1850 г. он ответил отказом на требование русского правительства вернуться в Россию, за что был лишен всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником». Переехав в Лондон, Герцен в 1853 г. основал там Вольную русскую типографию, чтобы печатать сочинения, запрещенные в России цензурой. С 1855 г. начал издавать альманах «Полярная звезда» (своего рода продолжение одноименного альманаха Рылеева). В 1856 г. в Лондон переехал Огарев, и в следующем году друзья приступили к изданию «Колокола» – первой русской революционной газеты, распространявшейся в России. В 1857-1861 гг. «Колокол» писал о необходимости освободить крестьян (но сохранить общинное землевладение), уничтожить цензуру и телесные наказания. Когда же в 1861 г. крепостное право было отменено, Герцен стал резко критиковать правительственные реформы, публиковать прокламации и прочие документы революционного подполья. Он решительно поддержал Польское восстание 1863-1864 гг. в результате чего  русская аудитория отхлынула от газеты, тираж сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела; в 1867 г. «Колокол» перестал выходить. Однако его распространение в России принесло свой плод: газета Герцена помогла объединить антигосударственные силы и создать революционную организацию «Земля и Воля». Последние годы жизни жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель). В 1868 г. завершил свое главное сочинение, «Былое и думы» – один из наиболее значительных и глубоких образцов отечественной мемуарной литературы, блестящих по языку и силе мысли, увы всецело отрицательной и пессимистичной. Умер он в Париже, похоронен в Ницце.

Афоризмы (53)
Медиа (10)

Александр Иванович ГЕРЦЕН в фотографиях:

Связи (68)
Источники (10)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх