19.02.2011 Мартыненко Ольга
Биографические сведения из статьи Андрея Драненко:
Внук священника и сын школьного учителя (его отец был одновремено и церковным старостой) воспитывался в православном духе. Школьное образование Зеньковский завершает в Киевской гимназии, из которой выходит убежденным атеистом с ревностным интересом к науке. Поиски и сомнения приводят юношу в мир философии и психологии. В 1900 г. он поступает на отделение физико-математического факультета Киевского университета св. Владимира. В университетские годы в нем зреет разочарование в писаревском натурализме, и в 1902 г. под влиянием самостоятельного изучения святоотеческих творений и произведений русской литературы, а также психологии, В.Зеньковский переживает опыт обретения веры и открывает для себя Церковь заново. 1903 год он считал для себя переломным. Увлечение русской литературой, особенно Гоголем и Достоевским, изучение Канта и философов-неокантианцев, и, особенно, воздействие творчества Вл.Соловьева и Л.Лопатина и чтение «Апологетики» Т.Светлова возвращают его в лоно религии.
В 1904 году Зеньковский перешел на филологический факультет. Здесь под влиянием лекций проф. Г.Челпанова у него проявился интерес к проблемам психологии. По окончании университета он остався на кафедре профессорским стипендиатом, читал курсы философии и психологии детства. В это время он много публикуется и ведет большую организаторскую работу. С 1905 г. он принимает активное участие в работе Киевского общества по изучению религии и философии, а в 1910 становится его председателем. В 1912 году он избирается доцентом Киевского университета (1915-1919 - профессор), и преподавателем киевского Фребелевского педагогического института, а через три года его директором; работает на вечерних женских курсах А.Жекулиной, в мужской гимназии М.Стельмашенко, в женских гимназиях Е.Крюгер и М.Стельмашенко. Магистерскую диссертацию «Проблема психической причинности» Василий Васильевич написал в Германии, куда его посылали на учебу.
В.Асмус в своих воспоминаниях так отзывается о Зеньковском: «Он поразил нас уже с первых лекций. Он не скрывал ни религиозной направленности, ни идеалистического содержания своих философских идей. Более того, он был темпераментным пропагандистом этих идей... Специальная психологическая эрудиция его была огромна... Особенность его чтений состояла в том, что он читал психологию как философскую науку... Он широко, щедро и искусно пользовался философским материалом, освещал светом философских воззрений учения психологии».
Под руководством Зеньковского было проведено одно из значительных социально-педагогических и психологических исследований о влиянии войны на детскую психику («Дети и война», 1915), чтобы найти силы и пути сохранения детей от физической и социальной гибели. Социально-педагогические воззрения этого периода наиболее полно отражены в книге «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1917-1918).
После революции 1917 г. проф. Зеньковский в 1918 г. принимает предложение занять пост министра культуры и вероисповеданий в правительстве гетьмана Павла Скоропадского. Затем он так высказался об этом периоде своей работы: «Министерство исповеданий - орган как бы двуликий. В Церкви он представляет собой государство, а в государстве - Церковь». Все последующие министры отдавали предпочтение только лишь репрезентации государства перед Церковью.
В то нелегкое время религиозная ситуация на Холмщине и в южной части Волыни под австро-венгерской оккупацией складывалась трагично. Православие стало «вне закона», церкви закрыты, церковное имущество отобрано, запрещалось совершать богослужения, причащать верных, священников реэвакуантов не допускали в зону оккупации. Министерство исповеданий в лице Зеньковского встало на защиту православия от насилия униатов. Василий Зеньковский лично встречался с австрийским послом в Украине графом Форгачем, чтобы добиться елементарных свобод для православных на Холмщине. Не имея видимых результатов, министр исповеданий 23 сентября 1918 г. снова официально обратился к министру иностранных дел с прошением «стати на захист православної української віри; захищаючи віру православну, захистити український народ Холмщини від полонізації та католизації».
Однако удалось добиться совсем не многого. В течение июня-июля 1918 г. Министерство добилось у австрийской власти разрешения на возвращение на Холмщину 50 православных священников и диаконов, а также добилось финансирования их украинским правительством (123 900 руб.). Зеньковский пробыл на посту министра исповеданий пять месяцев.
В 1919 г. он эмигрировал, работал в Белградском университете (профессор богословского и философского факультетов), в Праге основал Российский педагогический институт и возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии (1923-1926). С 1923 по 1927 г. возглавлял Педагогическое бюро по делам русской зарубежной школы.
В небольшой статье «Идея православной культуры» (Берлин, 1923) проблемы кризиса Запада и обретения места России в мировой культуре, столь актуальные и сегодня, находят у Зеньковского свое решение. «Мы до конца вбирали в себя культуру Запада, но не одной ею мы жили... Мы - европейцы в своей культуре, но не только европейцы; в нас еще есть нечто иное, свое, еще не понятое не только Западом, но, может быть, и нами, и именно это свое в нас и влечет Запад... У нас есть своя точка опоры, которой не знает Запад». Не отворачиваться от Запада, не бежать от светской культуры, но идти в культуру и оцерковлять ее - в этом назначение России и православия. Зеньковский формулирует тезис о религиозности всякой культуры. Кризис западной культуры Зеньковский видит в кризисе западного христианства. Исход из этого кризиса «для Запада, а, следовательно, и для нас, поскольку мы - с Западом, может быть найден лишь в религиозной плоскости, именно в лоне православия».
30 апреля 1925 г. в Париже открывается Православный Свято-Сергиевский Богословский Институт. Профессорскую работу в Сергиевском институте Зеньковский одновременно совмещает с преподаванием в Педагогическом институте в Праге. В 1926 г. он окончательно переезжает во Францию. В 1926 г. он открывает Высшие женские богословские курсы, организует Религиозно-педагогический кабинет, в 1927 г. он - редактор журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования», с 1927 по 1961 редактирует «Религиозно-педагогический бюллетень».
Василий Зеньковский основную часть жизни отдал преподаванию и исследовательской работе, результатом которой явились сотни опубликованных трудов. Но он не был кабинетным ученым. Он был деятельной натурой, побуждающей его браться за несколько дел сразу.
Весьма значительную часть своей жизни он отдал детям. Вопросам педагогики он посвятил много своих исследований, работ и самой жизни. Зеньковским фактически было создано направление русской религиозной педагогики в зарубежье (Л.Зандер, И.Лаговской, о.С.Четвериков и др.). Для него педагогика должна быть религиозной. В вере, в православии он видил и средство, и цель педагогики. «От цинизма, аморализма, меланхолии и пессимизма мы можем спасти детские души лишь живой и глубокой религиозностью», «...Нельзя вести детей, если впереди нет действительной правды, если впереди нет Царства Божьего...».
В 1939 г., за день до объявления войны, В.В. Зеньковский арестован французской властью и больше года пребывал в лагере для интернированных. В 1942 г. он рукополагается в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1944 г. после смерти декана Сергиевского Богословского института о. Сергия Булгакова на эту вакантную должность избирается о. Василий. До самой смерти Зеньковский пребывает профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже и главой Российского студенческого христианского движения (РСХД) (с 1923 г.).
http://orthodoxy.org.ua/node/2861