Досье личности

Ценность: 1,5 (12)

Симпатия: 1,5 (12)

дата обновления - 2014-07-08

просмотров - 6

ФИЛАРЕТ (Дроздов)

Другое имя: Дроздов Василий Михайлович – в миру

Имя латиницей: Filaret

Пол: мужской

Дата рождения: 06.01.1783

Место рождения: Коломна, Московская губерния, Россия

Дата смерти: 01.12.1867 Возраст (84)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Кот

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: власть, епископ, митрополит, политика, религия.

Anno: 1809

(Дроздов) ФИЛАРЕТ

русский церковный деятель, архиепископ (с 1821), позднее митрополит московский (1825-1867). Родился в семье дьякона. Один из столпов отечественного Православия и учено-монашеской школы в России. Учился в Коломенской и Троицкой лаврской семинарии, был самым одаренным и любимым воспитанником Московского митрополита Платона (Левшина). С 1808 г. – монах, с 1809 г. – профессор философских наук в Санкт-Петербургской Духовной академии, с 1812 по 1819 гг. – ее ректор, в 1814 г. – первый доктор богословия в России. В 1819 г. назначен архиепископом Тверским, в 1820 г. переведен на ярославскую кафедру. С 1821 г. и до самой смерти – Московский архипастырь. В 1994 г. – канонизирован. Период пребывания Филарета в Санкт-Петербурге оказался самым плодотворным в его философско-богословском творчестве. Здесь он создает: 3-томник «Записки на книгу бытия»; «Начертание церковно-библейской истории», «Изложение разности между Восточной и Западной церковью в учении веры»; «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной греко-российской церкви». Здесь же он пишет «Краткий» и «Пространный» катехизисы, принимает активное участие в переводе Библии на русский язык, придав межконфессиональному Библейскому обществу православное направление, составляет подробное «Обозрение богословских наук» – первый опыт их стройной систематизации на русском языке. В своем философско-богословском творчестве Филарет продолжает антиномическую, апофатико-катафатическую линию Платона (Левшина), усиливая ее крестную и эмпирико-метафизическую направленность, что было обусловлено все возрастающим натиском секулярной культуры: ее претензией на «истину», а порой и «спасение» без креста. В противовес секуляризму Филарет создает теоцентрическую, христоцентрическую концепцию человека и его свободы, когда только через синергический крест покаяния мы обретем право на вольное самовыражение и даже самобытие; когда только через личную «голгофу», предполагающую постоянное умерщвление любых плотских и секулярных страстей, мы можем рассчитывать на свое спасение. Из-за того же натиска секулярной культуры Филарет уделил особое внимание теории государства, создав первую в России историософскую концепцию монархизма на основе святоотеческой «симфонии» духовных и светских властей, но с новым акцентом на принципиальной необходимости их добровольно-нравственного, если не кенотического самоограничения. В этой историософской сфере у него нашлось много последователей: от К. П. Победоносцева и Л. А. Тихомирова до архиепископа Серафима (Соболева) и И. Л. Солоневича. Что же касается эмпирико-метафизической и весьма суровой составляющей философско-богословского творчества Филарета, то ее – как и в целом учено-монашескую школу в России – ждало однозначное и по сути разрушительное разделение на собственно скитское и отшельническое безмолвие, с одной стороны, и на чисто культуроносное христианство (особенно в лице белого духовенства и т. н. богоискателей конца XIX – начала XX в.), с другой. Филарет предвидел подобный поворот событий, отмечая «любовь к миру» в качестве главной причины появления чисто культуроносного и «мирского» христианства, когда «любовь к Богу» «соглашается приносить жертвы Богу, только чтобы ей не возбранялось принимать жертвы от мира; готова творить дела человеколюбия, только чтобы мир видел и одобрил их, даже любит ходить в храмы Богослужения, только чтобы мир за ней последовал» («Слово на второй день праздника Рождества Христова», 1814), вот почему он с годами все больше склонялся к полному уединению или в построенном им Гефсиманском скиту (недалеко от Троицко-Сергиевой лавры), или в Голутвином монастыре (под Коломной). Таким образом, учено-монашеская школа эпохи Платона (Левшина) видоизменялась в собственно скитскую общность. Антиномическая целостность по-святоотечески новой православной культуры терялась в крайностях сугубо монашеского и сугубо мирского порядка. И все же Филарет и его сподвижники в лице св. Игнатия Брянчанинова, Антония (Медведева), Иннокентия (Смирнова), Макария (Глухарева), А. В. Горского, А. Н. Муравьева, Н. В. Гоголя (порой просто пересказавшего некоторые проповеди Филарета в своих «Выбранных местах из переписки с друзьями») и многих других успели «распнуться миром» и создать полувековую эпоху в истории учено-монашеской школы в России, которая ознаменовалась публикацией первого русского перевода Нового Завета и Псалтырей в 1858 г., а затем, в 1876 г. и всей русской Библии; усилением миссионерской деятельности не только среди некрещеных народов, но и среди светской интеллигенции (вплоть до основания Общества любителей духовного просвещения); повсеместным распространением и благословлением скитской жизни в России, особенно в лице преподобного Серафима Саровского, дивеевских сестер и оптинских старцев. В результате духовный авторитет отечественного монашества, и в первую очередь Филарета, сильно вырос, так что даже заведомые противники Православия не имели серьезного повода критиковать монахов святофиларетовского круга. Однако вплоть до настоящего времени учение св. Филарета и его последователей подвергается цензурно-секулярному и интеллигентскому умолчанию.

Афоризмы (2)
Медиа (6)

(Дроздов) ФИЛАРЕТ в фотографиях:

Связи (13)
Источники (12)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх