Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2014-07-22

просмотров - 5

ПЛАТОН (митрополит)

Другое имя: Левшин Петр Егорович – в миру

Имя латиницей: Platon

Пол: мужской

Дата рождения: 23.07.1737

Место рождения: село Чарушники, Московская губерния, Россия

Дата смерти: 11.11.1812 Возраст (75)

Место смерти: Спасо-Вифанский монастырь, Дмитровский уезд, Московская губерния, Россия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: митрополит, педагог, писатель, проповедник, просветитель, религия.

Anno: 1775

(митрополит) ПЛАТОН

русский церковный деятель, проповедник, педагог, писатель. Сын сельского причетника. Учился в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-латинской академии в Москве (свободно владел латинским, греческим и французским языками), с 1757 г. преподавал пиитику и греческий язык там же. В 1758 г. пострижен в монахи с именем Платон в Троице-Сергиевой лавре. С 1761 г. преподаватель богословия и ректор Московской духовной семинарии, затем – наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1763 г., во время посещения лавры императрицей Екатериной II, отец Платон обратил на себя внимание императрицы блестящей проповедью и был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) и придворным проповедником. Платон последовательно и твердо отстаивал православные убеждения в деистическом окружении императрицы Екатерины II, в своих проповедях (написал ок. 500) касался важнейших явлений российской жизни, обличал подражание русских дворян всему иностранному, русофобию, являвшуюся оборотной стороной дворянской галломании, обычай отдавать детей на воспитание иностранцам, зачастую сомнительного поведения, «вольнодумство», развившееся под влиянием философии французских просветителей, а также атеизм. После начала Французской революции конца XVIII в. Платону было поручено рассмотреть иностранные философские и политические издания, переведенные в России. В 1766 г. отец Платон определен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, в 1768 г. назначен членом Синода, но, пассивно противясь церковной политике императрицы Екатерины II, крайне неохотно участвовал в его заседаниях (как писал сам Платон, «дух мой слишком далек от того, чтобы желать пристать к… всем известному правительственному собранию»). С 1770 г. – епископ Тверской, с 1775 г. – архиепископ Московский и ректор Славяно-латинской академии (преобразовал ее в Славяно-греко-латинскую академию), в 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, основал Спасо-Вифанский монастырь около Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем. В 1801 г. – первоприсутствующий митрополит на коронации императора Александра I. В дальнейшем фактически отошел от дел, почти безвыездно жил в Троице-Сергиевой лавре или в Вифанском монастыре. Одна из главных заслуг митрополита Платона – преобразование московской Славяно-греко-латинской академии, осуществленное им при поддержке императрицы Екатерины II. «Эпоха Платона» означала для духовных школ Московской епархии и академии одухотворение всей системы образования и воспитания. Он выдвинул на первый план изучение греческого языка в духовных учебных заведениях, что положило начало вытеснению латинского языка, обычно связанного с католическим влиянием. Неуклонно боролся со взяточничеством в духовной среде, установил строгий контроль за духовенством через благочинных и т. д. В 1775 г. издал Инструкцию благочинным приходских церквей, которую Святейший Синод объявил обязательной для всех епархий. Его труд «Православное учение, или сокращенная христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке» (1765), написанный в качестве учебника для великого князя Павла Петровича, получил широкую известность и был переведен на ряд иностранных языков. Его сочинения до появления катехизисов митрополита Филарета (Дроздова) были единственными пособиями по православному богословию на русском языке. Составленная им «Краткая российская церковная история стала первым научно-критическим исследованием по истории Русской Церкви.

Медиа (2)

(митрополит) ПЛАТОН в фотографиях:

Связи (5)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх