французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Первое публичное исполнение его произведения («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825 г. В 1826-1830 гг. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижерской, критической деятельностью. С 1842 г. много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижер и композитор в России (1847, 1867-1868). Яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Его искусство во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, он смело вводил новшества в области музыкальные формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений. Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика – с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 г. была написана кантата «Греческая революция» – отклик на освободительную борьбу греческого народа. В ряде его крупных сочинений: «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840). В последние годы жизни все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-1859). Его стиль определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок – «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение – первая романтическая программная симфония. Вслед за симфонией он пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Также его привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона – симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира – увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гете – драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гете). Ему принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (постановка 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в т. ч. «Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907). Был выдающимся дирижером. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Внес существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.
Досье личности
БЕРЛИОЗ Гектор Луи
Другое имя: Берлиоз Эктор Луи
Имя латиницей: Berlioz Hector Louis
Пол: мужской
Дата рождения: 11.12.1803
Место рождения: Кот-Сент-Андре, департамент Изер, Франция
Дата смерти: 08.03.1869 Возраст (65)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Стрелец
По восточному: Свинья
География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: дирижер, искусство, композитор, музыка.
Anno: 1830
Гектор Луи БЕРЛИОЗ
Гектор Луи БЕРЛИОЗ в фотографиях:
- АРАНОВИЧ Юрий Михайлович (1932 - 2002)
- БАЙРОН Джордж Ноэль Гордон (1788 - 1824)
- БАТАШОВ Виктор Борисович (1937 - )
- БЕЙКЕР Джанет Эббот (1933 - )
- БЕРТИНИ Гари (1927 - 2005)
- БОДО Серж (1927 - )
- БЫЧКОВ Семен Маевич (1952 - )
- ВАГНЕР Рихард (1813 - 1883)
- ВЕБЕР Карл Мария фон (1786 - 1826)
- ВЕЙНГАРТНЕР Феликс фон (1863 - 1942)
- ВЕРХУЛСТ Йоханнес (1816 - 1891)
- ВИАРДО-ГАРСИЯ Полина (1821 - 1910)
- ГЕДДА Николай (1925 - )
- ГЕЙНЕ-ВАГНЕРЕ Жермена (1923 - 2017)
- ГЕЛЛЕР Стефан (1813 - 1888)
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749 - 1832)
- ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857)
- ГЮГО Виктор (1802 - 1885)
- ДАМКЕ Бертольд (1812 - 1875)
- ДАНТАН Жан Пьер (1800 - 1869)
- ДАРСЬЕ Жозеф (1819 - 1883)
- ДЕЛАКРУА Фердинанд Виктор Эжен (1798 - 1863)
- ДРУЖИНИН Федор Серафимович (1932 - 2007)
- ДЮПРЕ Жильбер Луи (1806 - 1896)
- ЖОРЖ-АЙНЛЬ Франсуа (1807 - 1873)
- КАЖГАЛИЕВ Шамгон Сагиддинович (1927 - 2015)
- КЛЮИТЕНС Андре (1905 - 1967)
- КОЛОНН Эдуард (1838 - 1910)
- КУРЕНТЗИС Теодор (1972 - )
- ЛЕВИ Герман (1839 - 1900)
- ЛЕСЮЭР Жан Франсуа (1760 - 1837)
- ЛИЛЬЕ Пеэтер (1950 - 1993)
- ЛИПСИУС Мария (1837 - 1927)
- ЛИСТ Ференц (1811 - 1886) (ЛИСТ Ференц дружил с БЕРЛИОЗОМ Гектором Луи)
- ЛЯН Нин (1959 - )
- МАЛЕРБ Шарль Теодор (1853 - 1911)
- МАССАР Ламбер Жозеф (1811 - 1892)
- МЯСИН Леонид Федорович (1895 - 1979)
- НАРДОВ Владимир Леонардович (1876 - 1942)
- ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 - 1869)
- ПРИМРОЗ Уильям (1903 - 1982)
- ПРОВАТОРОВ Геннадий Пантелеймонович (1929 - 2010)
- ПРОДОММ Жак Габриель (1871 - 1956)
- РЕЙЕР Луи Этьенн Эрнест (1823 - 1909)
- РЕЙХА Антонин (1770 - 1836)
- РИТТЕР Герман (1849 - 1926)
- РИФО Луи Виктор Этьенн (1799 - 1838)
- САБАТЬЕ Аполлония (1822 - 1889)
- ТРИФОНОВ Порфирий Алексеевич (1844 - 1896)
- УРАН Кретьен (1790 - 1842)
- ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович (1932 - )
- ХАЛЛЕ Чарльз (1819 - 1895)
- ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840 - 1893)
- ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто (1500 - 1571)
- ШЕКСПИР Уильям (1564 - 1616)
- ШИРЛИ-КУИРК Джон (1931 - 2014)
- ШЛЕЗИНГЕР Морис Адольф (1798 - 1871)
- ШОПЕН Фредерик Франчишек (1810 - 1849)
- ШТАДЕ Вильгельм (1817 - 1902)
- ШТАЙН Петер (1937 - )
- ШУМАН Роберт Александер (1810 - 1856)
- ЭРАР Себастьен (1752 - 1831)
- ЯН Гуан (1970 - )
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://en.wikipedia.org
- Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org