французский языковед. Ученик А. Мейе. Специалист по общему и европейскому языкознанию. Примыкал к структурной лингвистике. В отличие от Ф. де Соссюра, считал языковый знак непроизвольным, так как он обусловлен системой языка («Природа лингвистического знака», 1939). Работал также в области общей семиотики. Как индоевропеист известен своей теорией структуры индоевропейского корня и многочисленными работами по иранскому языку.
Досье личности
БЕНВЕНИСТ Эмиль
Имя латиницей: Benveniste Emile
Пол: мужской
Дата рождения: 27.05.1902
Место рождения: Алепо, Сирия
Дата смерти: 03.03.1976 Возраст (73)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Тигр
География: ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: знание, лингвист, логик.
Anno: 1939
Эмиль БЕНВЕНИСТ
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Ввел термин "дискурс" - как социально обусловленную систему речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.19.02.2011 Ю.А.Белецкий
К определению дискурса Т. А. Ван Дейк - профессор Амстердамского университета, автор 32 книг, монографий и около 200 статей по вопросам дискурса и дискурс-анализа, многие из которых уже стали классическими. Homepage of Teun A. van Dijk: http://www.hum.uva.nl/~teun E-mail: teun@hum.uva.nl Настоящий текст - отрывок из книги: Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998. Идеология и культура (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации действительности воспроизводятся в дискурсе (на микросоциальном уровне). Не следует сводить весь анализ идеологии к анализу дискурсов - идеология выражается и воспроизводится не только посредством текстов и разговоров. Однако дискурс во всем этом деле занимает особое место. В отличие от большинства социальных практик и семиотических кодов (визуальные образы, знаки, фото, невербальные всякие вещи и т.д., делают это не напрямую и смысл, заключенный в них, не до конца определен, неоднозначен) свойства текста и речи позволяют нам формулировать и выражать абстрактные идеологические верования самым непосредственным образом. Члены социальных групп в процессе коммуникации напоминают новичкам в своих группах и членам других групп об идеологиях своих групп и защищают их. Идеологическая социализация, т.обр., осуществляется в дискурсе. Понятие дискурса так же расплывчато, как понятия языка, общества, идеологии. Мы знаем, что зачастую наиболее расплывчатые и с трудом поддающиеся определению понятия становятся наиболее популярными. “Дискурс” – одно из них. Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие) Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие (КД) может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры – обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты. Дискурс в узком смысле (как текст или разговор) Как правило, выделяют только вербальную составляющую КД и говорят о ней далее как о “тексте” или “разговоре”. В этом смысле термин Д обозначает завершенный или продолжающийся “продукт” КД, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами. Т.е. Д в самом общем понимании – это письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия. Разница между дискурсом и текстом. Д – актуально произнесенный текст, а “текст” – это абстрактная грамматическая структура произнесенного (напомню: речь | язык, langue | parole, компетентность | произносимость). Д – это понятие, касающееся речи, актуального речевого действия, тогда как “текст” – это понятие касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности. Дискурс как конкретный разговор И широкое и узкое понимание Д включает в себя то, что употребление понятия Д всегда касается каких-то конкретных объектов в конкретной обстановке и в конкретном контексте: “этот дискурс”, “его дискурс”, “эти дискурсы”. Где заканчивается один дискурс и начинается другой? Положим, отдельный дискурс есть когерентный (однородный) смысловой блок (хотя на поверку с этим есть проблемы – разговор людей часто предст.собой смесь разноплановых топик). Дискурс как тип разговора Понятие Д употребляется и в этом смысле, и может касаться не конкретных КД, но типов вербальной продукции. Дискурс как жанр Еще усложним. Понятие Д используется для обозначения того или иного жанра, например: “новостной дискурс”, “политический дискурс”, “научный дискурс”. Дискурс как социальная формация Наконец, наиболее абстрактный смысл понятия Д – когда оно относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. Тогда говорят, например, “коммунистический дискурс”, “буржуазный дискурс” или “организационный дискурс”. В этих же случаях – по аналогии с социологическими понятиями “социальная формация” или “социальный порядок” - говорят “дискурсивная формация” или “дискурсивный порядок”. Как раз в этом смысле мы говорим, например, об идеологическом дискурсе. © А. Дерябин, перевод с английского, 31 May, 1999- ААВИК Йоханнес
- ААЗЕН Ивар Андреас
- ААРЕНС Эдуард
- АБАЕВ Василий Иванович
- АБЕГЯН Манук Хачатурович
- АБРАХАМ Рой Клайв
- АБУ ХАНИФА АД-ДИНАВЕРИ Ахмед ибн Дауд
- АБУ ШАДИ Ахмед Заки
- АВАНЕСОВ Рубен Иванович
- АВВАКУМ Честной
- АВЛ Геллий
- АВРОРИН Валентин Александрович
- АГАФОНОВ Алексей Семенович
- АГРИКОЛА Рудольф
- АДЕЛУНГ Иоганн Христоф
- АДОЛЬФ Андрей Викентьевич
- АЗИМОВ Пигам Азимович
- АЙВАЗОВСКИЙ Гаврил Константинович
- АКЛЬ Саид
- АЛАМДАРЯН Арутюн
- АЛАНДСКИЙ Павел Иванович
- АЛЕКСАНДЕР Агнес
- АЛЕКСЕЕВ Василий Алексеевич
- АЛЕКСЕЕВ Василий Михайлович
- АЛЕКСЕЕВ Михаил Павлович
- АЛОНСО Амадо
- АЛПАТОВ Владимир Михайлович
- АЛЬ-АНСАРИ Абд аль-Куддус
- АЛЬ-АСМАИ
- АЛЬ-ЯЗЫДЖИ Ибрахим
- аль-ЯЗЫДЖИ Насыр ибн Абдаллах
- АМПЕР Андре Мари
- АМФИЛОХИЙ
- АНДРЕЕВ Михаил Степанович
- АНДРЕЙЧИН Любомир
- АНИЧКОВ Игорь Евгеньевич
- АНТОНИЙ КАТОЛИКОС
- АПИОН (грамматик)
- АПОЛЛОНИЙ Дискол
- АПРЕСЯН Юрий Дереникович
- АРБЕНИН Николай Федорович
- АРЕНДС Леопольд Александр Фридрих
- АРИСТАРХ Самофракийский
- АРИСТОФАН Византийский
- АРИСТЭ Пауль Александрович
- АРТАМОНОВ Сергей Дмитриевич
- АРТЮШКОВ Алексей Владимирович
- АРУТЮНОВА Нина Давидовна
- АС-САББАН Мухаммед Сурур
- АСКОЛИ Грациадио Изая
- АССЕМАНИ Иосиф Симон
- АТТАЯ Михаил Осипович
- АУФРЕХТ Теодор
- АФОНСУ Мартин
- АФЭУОРК ГЭБРЭ ИЕСУС
- АХАТОВ Габдулай Хурамович
- АХВЛЕДИАНИ Георгий Сариданович
- АХМАНОВА Ольга Сергеевна
- АХМЕДИ ХАНИ
- АЧАРЯН Рачия Акопович
- АШМАРИН Николай Иванович
- АШХАМАФ Дауд Алиевич
- БАБИЦКИЙ Константин Иосифович
- БАЙЕР Готлиб Зигфрид