римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- ФЕМЕЛИЙ
- ФЕННИЙ Руф
- ФЕОГНИЙ Эдесский
- ФЕОДОР Кандавлский
- ФЕОДОР Константинопольский
- ФЕОДОР Мелитинский
- ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ
- ФЕОДОР Никопольский
- ФЕОДОР Тирон
- ФЕОДОРА
- ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ
- ФЕОДОСИЙ I Великий
- ФЕОДОТ Кесарийский
- ФЕОДОТ Маркианопольский
- ФЕОДОТ Мелитинский
- ФЕОДОТИЯ Адрианопольская
- ФЕОДОТИЯ Никейская
- ФЕОДОХ Мелитинский
- ФЕОДУЛ Критский
- ФЕОДУЛ Мелитинский
- ФЕОДУЛ Севастийский
- ФЕОДУЛ Солунский
- ФЕОКТИСТ Александрийский
- ФЕОНИЛЛА Киликийская
- ФЕОПИСТ Римский
- ФЕОПИСТИЯ Римская
- ФЕОПРЕПИЙ Потамский
- ФЕОТ Никопольский
- ФЕОТИХ Антинойский
- ФЕОФАН
- ФЕОФИЛ Мелитинский
- ФЕОФИЛ Никомидийский
- ФЕОФИЛ Севастийский
- ФЕОФИЛА Никомидийская
- ФИВА Кенхрейская
- ФИВЕЯ
- ФИЛИМОН
- ФИЛИМОН Антинойский
- ФИЛИПП (епископ)
- ФИЛИПП I Араб
- ФИЛИПП II (Рим)
- ФИЛОКТИМОН Севастийский
- ФИЛОЛОГ
- ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
- ФИЛОФЕЙ Мравинский
- ФИРС Кесарийский
- ФИФАИЛ
- ФЛАВИАН I Антиохийский
- ФЛАВИЙ АРБОГАСТ
- ФЛАВИЙ ВИКТОР
- ФЛАВИЙ Севастийский
- ФЛАВИЙ СЕВЕР I
- ФЛАВИЙ Тавр Селевк Кир
- ФЛАМИНИЙ Гай
- ФЛАМИНИН Тит Квинкций
- ФЛЕГОНТ
- ФЛОРИАН
- ФОКА Вертоградарь Синопский
- ФОКА Синопский
- ФОМА (апостол)
- ФОРТУНАТ
- ФОТ Сирийский
- ФРОНТИН Секст Юлий
- ФРОНТОН