римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын)
- ПЛИНИЙ Старший
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий
- ГОРАЦИЙ
- ОКТАВИАН АВГУСТ
- МАРК Аврелий
- СЕПТИМИЙ СЕВЕР
- ВЕРГИЛИЙ
- КЛАВДИЙ (император)
- НЕРОН
- ЛУКРЕЦИЙ
- ОВИДИЙ
- АПОЛЛОДОР из Дамаска
- ПЕТРОНИЙ
- СЕНЕКА
- КАЛИГУЛА
- ТРАЯН Марк Ульпий
- ЦЕЗАРЬ Гай Юлий Германик
- ПУБЛИЛИЙ СИР
- ГАЛЕН Клавдий
- ГИББОН Эдуард
- ТИБЕРИЙ (император)
- МЕССАЛИНА
- ФЕОДОРА
- ТИТ ЛИВИЙ
- БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин
- ОТОН I
- АГРИППИНА Младшая
- ОКТАВИЯ Младшая
- ПЛИНИЙ Младший
- ПЕРСИЙ
- АТТИЛА
- КАРАКАЛЛА Марк Аврелий Антонин
- АГРИППИНА Старшая
- АДРИАН I Публий Элий
- АНТОНИЙ Великий
- ПЛАВТ Тит Макций
- ДРУЗИЛЛА Юлия
- НЕРВА
- АФИНЕЙ
- СПАРТАК
- ДРУЗ Нерон Клавдий
- ИРОД I Великий
- ПОМПЕЙ Великий
- ПУБЛИЙ Ювентий Цельс
- ВИТРУВИЙ
- ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
- ГИЛАРИЙ
- ПАВЕЛ (апостол)
- ПОНТИЙ ПИЛАТ
- ЮВЕНАЛ
- ДРУЗ Юлий Цезарь (полководец)
- ИОАНН III (папа)
- ЛУЦИЙ ВЕР I
- ЭМИЛИЯ ЛЕПИДА
- ФЕЛИКС (епископ Византийский)
- АФИНАГОР Афинский
- АЭЦИЙ Флавий
- АПОЛЛОНИЙ Дискол
- ВЕСПАСИАН
- САЛЛЮСТИЙ
- СТАХИЙ
- МАРК (папа)