Досье личности

Ценность: 3,25 (16)

Симпатия: 2,733 (15)

дата обновления - 2010-10-07

просмотров - 8

ГУССЕРЛЬ Эдмунд

Имя латиницей: Husserl Edmund

Пол: мужской

Дата рождения: 08.04.1859

Место рождения: Просниц, Австро-Венгерская империя, ныне Простеев, Чехия

Дата смерти: 27.04.1938 Возраст (79)

Место смерти: Фрайбург, Германия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Коза

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: знание, математик, наука, основатель, философ.

Anno: 1910

Эдмунд ГУССЕРЛЬ

немецкий философ, основатель феноменологии. Родился в еврейской семье, впоследствии принял протестантизм. Посещал общественную начальную школу в родном городке, а затем немецкую гимназию в Оломоуце. В 1876-1878 гг. изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском университете, затем в Берлине – математику под руководством Карла Вейерштрасса. В 1882 г. защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления». Большую роль в философской судьбе Гуссерля сыграл Томаш Масарик (позднее – первый президент Чехословакии), под влиянием которого он стал посещать лекции Франца Брентано в Вене (1884-1886), что определило его поворот от математики к философии. Под руководством ученика Брентано – Карла Штумпфа подготовил и защитил диссертацию «О понятии числа. Психологический анализ». Круг учений, влияние которых испытал он в разное время, весьма широк: Декарт, Локк, Лейбниц, Юм, Кант, Гербарт, Больцано, Дильтей, Наторп и др. Преподавал в университетах Галле (1887-1901), Геттингена (1901-1916) и Фрейбурга (1916-1928). С приходом к власти национал-социалистов оказался в определенной изоляции, был отстранен от преподавания. После смерти Гуссерля его архив, насчитывающий 40000 страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео ван Бреда, который стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лувене (Левене). Первая его крупная работа – «Философия арифметики» (1891), в которой была сделана попытка психологического обоснования основных математических понятий. На рубеже веков основной интерес Гуссерля сосредоточился на проблеме «чистой логики», в результате чего появилась его первая собственно феноменологическая работа – «Логические исследования» (1900-1901), которая положила начало феноменологии как философского направления. Центральная тема первого тома – наука как теория, различие теоретических и эмпирических наук. По Гуссерлю, в основе объективности научного знания лежит логическая связь идей, образующая единство истин науки как единство значений. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Во втором томе Гуссерль ставит перед собой задачу связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания, выявить структуру психического акта как такового и определить специфику актов познания. Феноменология, по Гуссерлю, не аксиоматическая теория, и следует логике проясняемых понятий. В ее сфере существование внешнего мира – метафизический вопрос, а направление исследований нацелено не на предметы, которые в наивной установке полагаются существующими, а на акты в их смысловом содержании (значении), которое – поскольку познание реализуется в высказываниях – необходимо извлечь их из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется от материально-вещественного бытия знака, от образа представления или фантазии и, главное, от предмета: необходимо различать то, о чем говорится, и то, что говорится. Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. Гуссерль подвергает критике как учения, гипостазирующие общее (платонизм), так и эмпирические теории абстракций (Локк, Беркли, Юм), показывая, что акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция общего радикально отличается от интенции индивидуального. Соответственно различию значения и предмета выделяются две ветви «чистой логики»: теория предметов – учение о части и целом как о самостоятельных и несамостоятельных предметах и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях – «чистая грамматика». Проблема интенциональности сознания – кульминация этой работы Гуссерля. В направленности сознания на предмет, в акте придания смысла проявляется реальное и интенциональное содержание сознания. Основная проблема – различие способов данности реального и идеального предметов. Истина описывается как полное тождество и совпадение значения, зафиксированного в знаковой форме, и значения, осуществленного в созерцании. В «Логических исследованиях» еще не делается попытки представить феноменологию как «первую философию», вместе с тем проведенный в книге анализ сознания и познания оказал большое влияние на последующую эволюцию феноменологии. Переворот в философии, который Гуссерль провозглашает в своей программной статье «Философия как строгая наука» (1910-1911), связан прежде всего с поворотом к понятой субъективности и с критикой натурализма, для которого, по Гуссерлю, все существующее отождествляется с физической природой, или допускается существование зависимого от нее психического. В «натурализировании» разума Гуссерль увидел опасность не только для теории познания, но и для человеческой культуры в целом, ибо натурализм стремится сделать относительными как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. «Строгость» в учении о сознании подразумевает, во-первых, отказ от высказываний, в которых «просто», т. е. без рефлексии, нечто утверждается о существовании предметов в их пространственно-временных и причинных связях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативных связей переживаний. Ни предметы, ни психологические состояния не перестают существовать оттого, что при повороте к феноменологической установке причинность и функционализм лишаются статуса единственного метода изучения сознания. Для «наивного» человека тип связи между предметами сливается с типом связи между предметами и сознанием. Феноменологическая установка отстраняется от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира. Лозунг «к самим вещам!» – это требование удерживать внимание на смысловой направленности сознания к предметам, в которой предметы раскрывают свой смысл без отсылки к природным или рукотворным связям с другими предметами. Попытка систематизации феноменологии в «Идеях I» (1913) выдвинула на первый план понятие чистого сознания и понятие чистого Я, необходимость которого оспаривалась в «Логических исследованиях». Последователи-критики (Хайдеггер, Сартр и др.) увидели в этом «гносеологизацию» феноменологии и превращение ее в идеалистическую систему. В то же время эта терминология, а также структура Соgitо–Соgitаtiо–Соgitаtum оказалась необходимой для расширения сферы феноменологических исследований и постановки проблемы интерсубъективности в 1920-е гг. В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними. Наука, по Гуссерлю, не должна дедуцировать свои положения из сферы обыденного опыта, но она с неизбежностью соприкасается с основным способом ориентации в жизненном мире – с восприятием, ибо восприятие – основа образования абстракций и конечный пункт верификации или фальсификации теории. Главное, однако, состоит в том, что именно в жизненном мире субъективность ученого обретает опыт отнесенности смысла к миру. Для Гуссерля кризис европейской культуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смысл рационализма, смысл «имманентной духовной истории Европы». Философия Гуссерля оказала большое влияние на формирование экзистенциализма, персонализма, феноменологической социологии. Влияние испытали также неотомизм, структурализм и постструктурализм, некоторые школы в психологии, психиатрии, литературоведении, методологии науки. Среди непосредственных учеников Гуссерля – Хайдеггер, Р. Ингарден, Э. Левинас, А. Койре, Я. Паточка, Г. Шпет и др. В русской философии наиболее заметное влияние его идеи оказали на Н. Лосского, Б. Яковенко, Г. Шпета, А. Лосева.

Афоризмы (2)
Медиа (0)
Связи (28)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх