английский философ. Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е гг. занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее – воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате «Мысли о воспитании» (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 г. в результате «славной революции» стал английским монархом). Вернувшись в 1689 г. на Родину, пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Основное произведение – «Опыт о человеческом разумении» – начал писать в 1671 г., опубликовал его лишь в 1689 г. Кроме этого, им написаны «Послание о веротерпимости» (1689), «Два трактата о правлении» (1690), «Разумность христианства» (1695) и др. Он считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей – право на собственность – должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций. Он отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в XVIII в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории. Вслед за Р. Бойлем он развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под «качеством» он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества – плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число – это «реальные сущности», объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества – цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества – это «номинальные сущности»; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека). Посредством ассоциаций «простые идеи» внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая «определенная» идея должна быть связана со знаком. Слова – это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) – это знаки общих идей, «у которых отделены обстоятельства места и времени». Локковская теория образования абстракций получила название «традиционной» и в дальнейшем неоднократно критиковалась. Одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом «тождество человека» (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и «тождество личности» как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции. Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание – непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п. Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в ХХ в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта.
Досье личности
ЛОКК Джон
Имя латиницей: Locke John
Пол: мужской
Дата рождения: 29.08.1632
Место рождения: Рингтон, графство Сомерсетшир, Англия
Дата смерти: 28.10.1704 Возраст (72)
Место смерти: Отс, графство Эссекс, Англия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Обезьяна
География: АНГЛИЯ.
Ключевые слова: знание, масон, наука, основатель, философ.
Anno: 1689
Джон ЛОКК
- Логика есть анатомия мышления.
- Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит.
- Наставнику легче командовать, чем учить.
- Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их.
- В дурновоспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие - шутовством; простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью.
- БЕРКЛИ Джордж (1685 - 1753)
- БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704 - 1795)
- БОЙЛЬ Роберт (1627 - 1691)
- БРОСС Шарль де (1709 - 1777)
- БЭКОН Фрэнсис (философ) (1561 - 1626) (БЭКОН Фрэнсис оказал влияние на становление философских взглядов ЛОККА Джона)
- ВИЛЬГЕЛЬМ III Оранский (1650 - 1702)
- ГАРТЛИ Дэвид (1705 - 1757)
- ГОББС Томас (1588 - 1679)
- ГРИН Томас Хилл (1836 - 1882)
- ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 - 1938)
- КЕДВОРТ Ралф (1617 - 1688)
- КНЕЛЛЕР Годфри (1648 - 1723)
- КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де (1715 - 1780)
- ЛОКК Джон (1632 - 1704)
- МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689 - 1755)
- СИДЕНХЕМ Томас (1624 - 1689)
- ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835 - 1899)
- ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671 - 1713)
- ЭНГЕЛЬГАРДТ Михаил Александрович (1861 - 1915)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.hrono.ru
- http://citaty.su
- http://tvory.com.ua