русский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. В 1829-1833 гг. был студентом физико-математического отделения Московского университета. В это время его увлекли сочинения утопических социалистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а также революционные события 1830-х гг. во Франции и Польше. Вокруг него сложился кружок «вольномыслящей» молодежи, в котором «проповедовали ненависть ко всякому правительственному произволу». Через год после окончания курса он, Огарев и несколько их товарищей были арестованы. Поводом стала вечеринка, на которой они пели песню с антимонархическими словами и разбили бюст Николая I. Было заведено дело о «несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма». 6 лет провел в ссылке в разных городах (Пермь, Вятка, Владимир); с 1836 г. он стал печататься под псевдонимом Искандер. В годы ссылки, во многом под влиянием невесты – Н. А. Захарьиной и знаменитого масона зодчего Витберга усилились религиозные искания писателя. Друзей он просит прислать ему в ссылку сочинения знаменитых нецерковных мистиков – Парацельса, Эккартсгаузена, Сведенборга. Перед рождением своего первого сына он пишет «Бог поручает мне это малое существо, и я устремлю его к Богу». Однако, вскоре этот религиозный настрой ослабевает и сменяется к 1842 г. настоящим бунтом против Бога. Внешней причиной перемены стали тяжелые жизненные испытания мыслителя – болезни жены, страдания и смерти трех детей. Вера в гармонию и разумность Божьего мира рухнула. На место Бога, как и другие революционные теоретики середины XIX в., он пытается поставить человека. Огромное влияние здесь на него оказывает сначала Гегель, а затем Фейербах. В 1842 г. вернулся в Москву и возглавил левое крыло «западников». Вместе с В. Г. Белинским, М. А. Бакуниным и др. он вступил в бой со «славянофилами». В 1840-е гг. написал роман «Кто виноват?», повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов», в которых содержалось обличение крепостничества. Создал он и несколько философских работ, в т. ч. «Письма об изучении природы», о которых Г. В. Плеханов сказал: «Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго». Василий Зеньковский считает Герцена основоположником русского философского позитивизма. После смерти отца (1846) Герцен стал обеспеченным человеком и вскоре уехал в Европу, где занялся активной революционной работой, желая освободить человечество от гнета эксплуатации, клерикального и политического рабства. В конце 1840-х гг. он занял место в самом центре международной революционной деятельности. Тяжело переживал поражение европейских революций 1848-1849 гг. Он разочаровался в революционных возможностях Западной Европы и в самом европейском обществе, смертельно отравленном, по его мнению, мещанством. Будущий успех освобождения человеческой личности от гнета корыстной эксплуатации стал связывать с Россией. Он разработал теорию, согласно которой социализм разовьется в России из крестьянской общины. Герцен считал, что «человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник». Отказавшись от веры в Бога и в Европу, он перенес свое страстное религиозное упование на Россию, и на русского мужика-общинника. Эти идеи впоследствии были восприняты народниками. В Европе сблизился с местными революционерами, участвовал в издании газеты Прудона «Голос народа». В 1850 г. он ответил отказом на требование русского правительства вернуться в Россию, за что был лишен всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником». Переехав в Лондон, Герцен в 1853 г. основал там Вольную русскую типографию, чтобы печатать сочинения, запрещенные в России цензурой. С 1855 г. начал издавать альманах «Полярная звезда» (своего рода продолжение одноименного альманаха Рылеева). В 1856 г. в Лондон переехал Огарев, и в следующем году друзья приступили к изданию «Колокола» – первой русской революционной газеты, распространявшейся в России. В 1857-1861 гг. «Колокол» писал о необходимости освободить крестьян (но сохранить общинное землевладение), уничтожить цензуру и телесные наказания. Когда же в 1861 г. крепостное право было отменено, Герцен стал резко критиковать правительственные реформы, публиковать прокламации и прочие документы революционного подполья. Он решительно поддержал Польское восстание 1863-1864 гг. в результате чего русская аудитория отхлынула от газеты, тираж сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела; в 1867 г. «Колокол» перестал выходить. Однако его распространение в России принесло свой плод: газета Герцена помогла объединить антигосударственные силы и создать революционную организацию «Земля и Воля». Последние годы жизни жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель). В 1868 г. завершил свое главное сочинение, «Былое и думы» – один из наиболее значительных и глубоких образцов отечественной мемуарной литературы, блестящих по языку и силе мысли, увы всецело отрицательной и пессимистичной. Умер он в Париже, похоронен в Ницце.
Досье личности
ГЕРЦЕН Александр Иванович
Другое имя: Яковлев Александр Иванович – наст. фам., Искандер – псевдоним
Имя латиницей: Gertsen Aleksandr Ivanovich
Пол: мужской
Дата рождения: 06.04.1812
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 21.01.1870 Возраст (57)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Овен
По восточному: Обезьяна
География: АНГЛИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: власть, идеолог, изгнанник, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, оппозиционер, основатель, писатель, политика, публицист, революционер.
Anno: 1840
Александр Иванович ГЕРЦЕН
- Русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, а прошлое.
- Мы вовсе не врачи – мы боль.
- Всего меньше эгоизма у раба.
- Хронического счастья также нет, как нет нетающего льда.
- Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она не устроилась, бедна.
- Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью.
- Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.
- Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
- Наша сила – в силе мысли, в силе правды, в силе слова.
- Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания.
- Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия.
- Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же.
- Мучительная любовь не есть истинная.
- Любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, – логика чувств и страстей коротка.
- Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.
- Любовь раздвигает пределы индивидуального существования и приводит в сознание все блаженство бытия; любовью жизнь восхищается собой; любовь – апофеоз жизни.
- Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед.
- Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди.
- Искусство легче сживается с нищетой и роскошью, чем с довольством. Весь характер мещанства, со своим добром и злом, противен, тесен для искусства.
- Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
- Даже простой материальный труд нельзя делать с любовью, зная, что он делается напрасно.
- Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.
- В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свет в совершенно готовом виде.
- Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.
- Враги наши никогда не отделяли слова и дела и казнили за слова не только одинаковым образом, но часто свирепее, чем за дело.
- Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.
- Если бы в России строго выполнялись все законы, и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна.
- Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром.
- Какое счастье, что мы так мало спали.
- Одна из отличительных характеристик нашего века состоит в том, что мы все знаем и ничего не делаем.
- Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.
- То делается нашим, что выстрадано, выработано; что даром свалилось, тому мы цены не знаем.
- Нет злейшего страдания, как ничего не делать.
- Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных.
- Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам.
- Уважение к истине – начало премудрости.
- Трудных наук нет, есть только трудные изложения.
- Надобно иметь большое мужество, чтоб высказывать громко вещи, потихоньку известные каждому.
- Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило.
- Дело науки – возведение всего сущего в мысль.
- Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.
- Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего... осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.
- Вечно угрюмые постники мне всегда подозрительны; если они не притворяются, у них или ум, или желудок расстроены.
- Требуйте вместо любви к человечеству ненависти ко всему, что валяется на дороге и мешает идти вперед.
- Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает различие полов, что она страстная дружба.
- Юность всегда самоотверженна.
- Человек, объятый сильной страстью, – страшный эгоист.
- Талант воспитания, талант терпеливой любви, реже встречается, чем все другие. Его не может заменить ни одна страстная любовь матери, ни одна сильная доводами диалектика.
- Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.
- Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
- Только любовь создает прочное и живое, а гордость бесплодна, потому что ей ничего не нужно вне себя.
- Старость имеет свою красоту, разливающую не страсти, не порывы, но умиряющую, успокаивающую.
- Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий – это понимание врагов, потому что понимание – разом прощение, оправдание, примирение. развернуть
Александр Иванович ГЕРЦЕН в фотографиях:
- АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873 - 1932)
- АНИСЬКО Владимир Антонович (1937 - 2005)
- АННЕНКОВ Павел Васильевич (1813 - 1887)
- БА Цзинь (1904 - 2005)
- БАКУНИН Михаил Александрович (1814 - 1876) (БАКУНИН Михаил Александрович дружил и разделял взгляды Александра Ивановича ГЕРЦЕНА)
- БЕЙДЕМАН Михаил Степанович (1839 - 1887)
- БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 - 1848) (Виссарион Григорьевич БЕЛИНСКИЙ - дружил с Александром Ивановичем ГЕРЦЕНОМ)
- БЕРЛИН Исайя (1909 - 1997)
- БИЛИБИН Иван Иванович (1818) (1818 - 1892)
- БОДЕНШТЕДТ Фридрих (1819 - 1892)
- БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич (1881 - 1951)
- БУНЕЕВ Борис Алексеевич (1921 - 2015)
- БЫХОВСКИЙ Наум Яковлевич (1876 - 1938)
- ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич (1787 - 1855)
- ВОЛКОНСКИЙ Сергей Григорьевич (1788 - 1865)
- ВОРЦЕЛЬ Станислав Габриель (1799 - 1857)
- ГАГАРИН Иван Сергеевич (1814 - 1882)
- ГАРНЕТТ Констанция (1862 - 1946)
- ГЕ Николай Николаевич (1831 - 1894)
- ГЕРВЕГ Георг (1817 - 1875)
- ГИНЗБУРГ Лидия Яковлевна (1902 - 1990)
- ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич (1823 - 1872)
- ГОНЧАРЕНКО Агапий (1832 - 1916)
- ГОРБУНОВ Кирилл Антонович (1822 - 1893)
- ГРАНЖАР Анри (1900 - 1970)
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881)
- ДРАГОМАНОВ Михаил Петрович (1841 - 1895)
- ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881 - 1962)
- КАМЕНСКИЙ Павел Павлович (1810 - 1871)
- КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович (1835 - 1872)
- КРЫМОВ Дмитрий Анатольевич (1954 - )
- КЮСТИН Астольф де (1790 - 1857)
- ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 - 1900)
- ЛЕВИЦКИЙ Рафаил Сергеевич (1844 - 1930)
- ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (1838 - 1905)
- МАЙСТ Татьяна Александровна (1954 - )
- МЕРКАНТИНИ Луиджи (1821 - 1872)
- МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845 - 1916)
- МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838 - 1888)
- НАЛБАНДЯН Микаэл (1829 - 1866)
- НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 - 1878)
- НИЧИПОРЕНКО Андрей Иванович (1837 - 1863)
- ОГАРЕВ Николай Платонович (1813 - 1877)
- ОУЭН Роберт (1771 - 1858)
- ПАРАЦЕЛЬС (1493 - 1541)
- ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840 - 1868)
- ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856 - 1918)
- ПОЛЕЖАЕВ Александр Иванович (1804 - 1838)
- ПОТЕБНЯ Андрей Афанасьевич (1838 - 1863)
- РОТШИЛЬД Джеймс Майер (1792 - 1868)
- РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович (1795 - 1826)
- САЗОНОВ Николай Иванович (1815 - 1862)
- САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна (1816 - 1878) (Александр Иванович ГЕРЦЕН - восхищался Екатериной Александровной САНКОВСКОЙ)
- САТИН Николай Михайлович (1814 - 1873)
- СВЕДЕНБОРГ Эммануил (1688 - 1772)
- СЕН-СИМОН Анри де (1760 - 1825)
- СЕРАКОВСКИЙ Зыгмунт (1826 - 1863) (Зыгмунт СЕРАКОВСКИЙ был сотрудником и последователем Александра ГЕРЦЕНА)
- СТАСОВ Дмитрий Васильевич (1828 - 1918)
- ТОВСТОНОГОВ Александр Георгиевич (1944 - 2003)
- ТРУБЕЦКОЙ Николай Петрович (1828 - 1900)
- ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль (1772 - 1837)
- ЦЕШКОВСКИЙ Август (1814 - 1894) (Август ЦЕШКОВСКИЙ оказал влияние на становление философских взглядов Александра ГЕРЦЕНА)
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 - 1889) (Николай ЧЕРНЫШЕВСКИЙ и Александр ГЕРЦЕН были идейными единомышленниками)
- ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич (1831 - 1876)
- ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788 - 1863) (Михаил ЩЕПКИН дружил с Александром ГЕРЦЕНОМ)
- ЭККАРТСХАУЗЕН Карл фон (1752 - 1803)
- ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820 - 1895)
- ЭНГЕЛЬСОН Владимир Аристович (1821 - 1857)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №10 (2007)
- http://www.ido.edu.ru
- http://www.gercen.net.ru
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://www.memo.ru
- http://anthropology.rchgi.spb.ru
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.hrono.ru