китайский философ, один из основоположников неоконфуцианской школы «ли сюэ» («учение о принципе»). В молодости увлекался буддизмом и даосизмом, затем стал заниматься конфуцианством и особенно «Ицзином» и «Чжун юном» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»), ставшими основой его учения. В 1057 г. сдал экзамены «циньши» и занимал должность редактора в Академии литературы, преподавал в Гуаньчжуне, поэтому его последователи именуются сторонниками Гуаньчжунской школы («гуань сюэ»). Среди его учеников были его племянники Чэн Хао и Чэн И.
Считал, что Вселенная едина, хотя проявления ее различны, объединяет же ее «ци» («материальная сила»), которая вследствие объективной необходимости то соединяется, образуя множество вещей, то распадается, возвращаясь к «сюй» («великой пустоте»). Другой фундаментальной идеей была мысль о том, что с каждым из межчеловеческих отношений связано какое-то специфическое требование, но все их охватывает любовь, поэтому человек любви отождествляет себя с Небом и Землей – родителями всего и всех. Ратовал за возврат к системе крестьянского уравнительного землепользования – «цзин тянь». Среди главных сочинений: сборник «Чжэн мэн» («Наставление непросвещенным»), в который входят эссе «Си мин» («Западная надпись») и «Дун мин» («Восточная надпись»), а также «Цзин сюэ ди ку» («Бездонность принципов изучения канонов»), «И шо» («Изъяснение "Канона перемен"»).