китайский поэт и философ, руководитель левого крыла реформаторского движения в Китае в конце ХIХ в. В 12 лет потерял мать. Несколько лет прослужил младшим офицером при губернаторе в провинции Синьцзян. В 1884 г. ушел из дома и на протяжении 10 лет путешествовал империей. На протяжении этого времени занимался литературной деятельностью. В начале 1890-х гг. увлекся изучением западных наук и в 1895 г. в Лояне основал Школу математики и естественных наук для распространения западных знаний. Это стало отправной точкой развития реформаторского движения в Хунани. После поражения Китая в японо-китайской войне 1894-1895 гг., приехал в Пекин чтобы разыскать Кан Ювэя. По прибытию смог установить тесную связь с его ближайшим учеником Лян Цичао. В 1896 г. поступил на службу в канцелярию императорского наместника в Нанкине. Тогда же увлекся буддизмом под влиянием ученого буддиста Ян Вэньхуя, который вместе с тем был знатоком западной культуры, поскольку работал в китайских посольствах в Лондоне и Париже. В 1897 г. был переведен в Хунань, где развернул энергичную реформаторскую деятельность: возглавил «Наньсюэхой» («Южную научную ассоциацию») – клуб реформаторов, начал выдавать первую в Хунани газету «Сян-сюэ синьбао» («Новый вестник хунанськои науки»). Летом 1989 г. вместес Кан Ювэем и Лян Цицао был рекомендован трону в качестве советников в реформаторском движении. Впоследствии был принят императором Гуансюем и стал одним из ближайших сотрудников последнего в деле подготовки и издания указов о реформах. Среди реформаторов занимал самую решительную позицию, настаивая на избираемости монарха, т. е. фактически на введении республиканского строя, открыто одобрял «Тайпинское восстание», для отпора иностранной агрессии предлагал создать союз пяти азиатских государств: Китая, Кореи, Афганистана, Персии и Турции. Реформаторская деятельность вызвала резкое сопротивление консервативных сил, которые возглавляла вдовствующая императрица Цыси. Готовил насильственное устранение придворной группировки во главе с Цыси. После дворцового переворота 21 сентября 1898 г., когда последняя возложила на себя регентство, отправив императора до конца жизни под домашний арест, был арестован и казнен.
К ранним стихам относятся «В западных краях» (1884), «Хребет "Циньлин"» (1888), «Гора "Кунтун"» (1889). Слагал сказочные баллады: «Призрак» (1885), «Три верных супружеских пары» (1888), «Целомудренная» (1893), «Чудесный камень». Его перу принадлежат также стихи, сложенные к картине Цзян Бяо «Конфуций сочиняет книгу», «Песенка об опийном маке и мешке из-под риса» (1888), «Песенка о том, как везли провиант по горам "Люпаньшань"» (1888). Обогатил содержание и форму национальной поэзии, подготовил изменение традиционных размеров. Его основной философской работе «Учение о гуманности» (1896-1898) свойственны материалистические тенденции, неприятие деспотизма. Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды первых китайских реформаторов (Вэй Юаня, Гун Цзычжэня). Почитал Конфуция, но полагал, что его учение необходимо «преобразовать на современный лад». Высоко оценивал учение Чжуан-цзы. Из неоконфуцианских мыслителей выделял Ван Фучжи к Хуана Цзунси. Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитарной власти, «притеснению и обузданию народа».