китайский революционер. Выходец из семьи крупного торговца. В 1902 г. отправился на учебу в Японию, где ознакомился с западными политическими и философскими учениями. Во время учебы прочел «Французскую революцию» Т. Карлейла, «О свободе» Дж. Милля, «Об общественном договоре» Ж. Руссо, «Методологию определения правды» Ш. де Монтескье, а также изучил американскую военную историю. «Дискурс о ограниченном правительстве» Ш. де Монтескье «Суверенитет для народа» Ж. Руссо послужили теоретической основой для будущей работы Цзоу Жуна «Революционная армия» (1903). В книге призывал китайский народ осуществить революцию, свергнуть маньчжурский режим и установить Китайскую республику. Она стала первым в Китае печатным произведением, в котором открыто и четко связывалась идея свержения монархического строя с требованием учреждения республики по западному образцу. Его призывы к суверенитету китайского народа включали в себя создание парламента, равные права для женщин, свободу слова и свободу печати. Следует отметить, что эти либерально-демократические идеалы были подкреплены потенциально геноцидным этническим национализмом. Это была не свобода личности, а суверенитет этнического национального государства («Человек не может жить без своей страны»). Памфлет сыграл большую роль в идеологической подготовке «Синьхайской революции» (1911-1913).
В Токио познакомился с Фэн Цзыю, Чзан Цзи, Лю Чэньгюем, Чэнь Дусю и др., с которым обменивался своими идеями. В 1903 г. вместе с Чэнь Дусю, Чжан Цзи и др. ворвался в дом чиновника Яо Вэньфу, который отвечал за студентов из провинции Хубэй. Ими руководило намерение обезглавить последнего, т. к. считали, что своим поведением тот наносит ущерб репутации страны. Однако пощадили его и лишь отрезали косу и символически поместили в помещении для сборов международного студенческого союза. В ответ на это министр Цин Цай Цзюнь подал прошение в МИД Японии и попросил арестовать Цзоу Жуна, но он успел вернуться в Шанхай. В Шанхае вступил в Шанхайское патриотическое общество при Музее «Субао», основанного в 1902 г. Цай Юаньпэем, Чжан Тайянем, У Чжихуэем. Члены общества обязались постоянно публиковать статьи на страницах ежемесячной газеты, с целью просвещения общества. В то же время участвовал в серии патриотических движений, одним из наиболее известных было антироссийское движение.
Публикация в 1903 г. «Предисловия к "Революционной армии"», «Против революционного трактата Кан Ювэя» Чжан Тайяня и «Толкования "Революционной армии"» Чжан Шичжао спровоцировала Цинское правительство. Правительство добилось закрытие газеты и ареста участников общества. После ареста Чжан Тайяня, Цзоу Жуй сам пришел в полицейский участок и потребовал его арестовать, однако, по их мнению, он не соответствовал образу автора «Революционной армии» и, восприняв за психически больного, попросили покинуть помещение. В результате своей настойчивости все же был арестован. Революционер жил в иностранной концессии в Шанхае, где пользовался экстерриториальными правами и не мог быть приговорен к смертной казни судом Цин. Однако он был тесно связан с Чжан Бинлином и замешан в инциденте с «Субао», что в результате привело к двум годам тюремного заключения и каторжным работам (с 1904). Скончался в тюрьме в результате жестоких побоев и недоедания.