Другое имя: Гершензон Мейлих Иосифович
Имя латиницей: Gershenzon Mikhail Osipovich
Пол: мужской
Дата
рождения:
13.07.1869
Место рождения: Кишинев, Молдавия
Дата
смерти:
19.02.1925
Возраст
(55)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Рак
По восточному: Змея
География:
РОССИЯ, СССР.
Ключевые слова:
автор, знание, историк, литература, наука, публицист, философ.
Anno: 1913
Михаил Осипович ГЕРШЕНЗОН
российский историк культуры, философ, публицист. Окончил Кишиневскую гимназию (1887), учился в Шарлоттенбургском политехникуме (Берлин), окончил историко-филологический факультет Московского университета (1894). Его студийная работа «"Афинская полития" Аристотеля и "Жизнеописания" Плутарха» была удостоена золотой медали и опубликована университетом (1895). После университета, не имея возможности продолжить академическую карьеру из-за вероисповедания, становится профессиональным литератором. В конце XIX в. занимается преимущественно вопросами педагогики, с начала ХХ в. переходит к публикации различных материалов из истории русской культуры. Целую эпоху в русском историческом мышлении составили изданные им сочинения П. Я. Чаадаева (2 т., 1913-1914) и И. В. Киреевского (2 т. 1911), серия «Русские Пропилеи» (5 т., 1915-1919) и «Новые Пропилеи» (1923), а также его исследования, открывающие ранее не изученные пласты русского национального самосознания («История молодой России», 1908, «П. Я. Чаадаев: Жизнь и мышление», 1908, «Исторические записки», 1910, «Жизнь В. С. Печерина», 1910, «Грибоедовская Москва», 1914, «Декабрист Кривцов и его братья», 1914). В это время наибольший интерес историка вызывает первая половина XIX в. и особенно завершающие ее системы славянофильства и либерального западничества. От тонкого описания интересующих его тем он переходит к их философскому осмыслению, причем начинает его со своеобразного манифеста — статьи «Творческое самосозерцание» (Вехи, М., 1909; был инициатором и организатором издания этого сборника, оказавшего сильнейшее влияние на русскую культуру как своего времени, так и последующих лет). В этой статье он обвинил современную ему интеллигенцию в подмене истинного, единственно плодотворного стремления к формированию собственной личности тяготением к ложной, чисто внешней активности. Этот сборник Ленин назвал «энциклопедией либерального ренегатства». В работах 1910-20-х гг. обращается к попыткам осмысления судьбы России, христианства, иудаизма как культурно-исторических и мистических феноменов. Особое значение приобретают в этом отношении его работы «Тройственный образ совершенства» (1918), «Судьбы еврейского народа» (1922), «Ключ веры» (1922), «Переписка из двух углов» (1921; книга представляет собою переписку Вяч. И. Иванова и Гершензона, живших некоторое время в одной комнате в санатории деятелей искусства). Принципы построения индивидуального отношения к миру исследуются в книге «Видение поэта» (1919) и «Мечта и мысль И. С. Тургенева» (1919). Несколько особняком стоит для него творческая личность Пушкина, творчество которого понимается как средоточие важнейших проблем соотношения индивидуального и всеобщего. Разработанный историком принцип «медленного чтения», при очевидных недостатках (главным из которых являлось «вчитывание» в произведение постороннего ему смысла), позволял увидеть в Пушкине поэта, дававшего глубокие ответы на важнейшие вопросы бытия (книга «Мудрость Пушкина», 1919, «Гольфстрем», 1922, «Статьи о Пушкине», 1926 и ряд других статей). На протяжении ряда лет был ведущим сотрудником журналов «Научное слово», «Вестник Европы», «Критическое обозрение», «Русская мысль», сотрудничал в газетах «Русская молва» (1912-1913) и «Биржевые ведомости» (1915-1916). После Октябрьской революции 1917 г., будучи противником идеологии большевиков, поддержал их практическую деятельность в области культуры, занимая ряд заметных постов. Находясь в начале 1920-х гг. в Берлине и имея возможность остаться в эмиграции, тем не менее вернулся в Москву.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006