французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции. Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. В 1509 г. стала женой принца крови герцога Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 г. вышла вторично замуж за Генриха д`Альбре, короля Наваррского. Бабушка короля Генриха IV. Всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии. Большое влияние на ее мировоззрение оказали протестанты Лефевр д`Этапль и епископ Мо Гийом Брисоннэ, с которым поддерживала переписку. Ее двор был важным центром французского гуманизма. Покровительствовала Гийому Бюде, Клеману Маро, Деперье и другим литераторам. Сама она знала латынь (и, возможно, греческий язык) и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей хозяек литературных салонов XVII-XVIII вв. Прекрасно образованная, одаренная поэтическими способностями, королева привлекала к себе поэтов разных школ, гуманистов и вольнодумцев, преследуемых Церковью. Ее покровительством и гостеприимством пользовался также Эразм Роттердамский. При ее дворе был сделан перевод с латинского книги «Деяния датчан» Саксона Грамматина, содержащей повествование о Гамлете, принце датском, которым воспользовался Уильям Шекспир для создания своей пьесы.
Сочинения самой принцессы отражают характерный для нее напряженный религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с сухостью стиля. Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала ее поэма «Зерцало грешной души» (1531), в которой нашел отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Франческо Петрарки. Отголоски дискуссий между Эразмом и Мартином Лютером о свободе воли слышатся в «Диалоге в форме ночного видения» (1524). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (1547). Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (1535-1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления. Большая часть стихотворений принцессы вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (1547). Самое известное сочинение носит светский характер и во многом выпадает из ее литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон», написанных под влиянием «Декамерона» Джованни Боккаччо и впервые опубликованных без указания имени автора. «Гептамерон» состоял из 72 новелл, веселых и поучительных, разбитых на семь циклов, охватывающих семь дней недели. Книга имела большой успех у публики. Принцесса достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности.