российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР в 1968-1975 гг. Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР им. Репина (1966).
Учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова (1944-1950) у С. В. Герасимова. Преподавал в МВХПУ им. С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР (1968-1975). В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами художник обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957-1960; серия «Опаленные огнем войны», 1962-1967). Произведения написаны в осязательно-предметной манере, проникнуты драматизмом нашей жизни и пафосом непреклонного мужества: «Влюбленные» (1957-1959), «Егорка-летун» (1976-1980), «Опрокинутый» (1970-1976), «Обреченная» (1970-1975), «Заслон», «Художник» (1960-1961), «Дезертир» (1985-1995), «Последний звонок» (1985), «Дополнительный урок» (1987-1993), «Достоевский на каторге» (1986-1990), «К своим» (1988-1990), «Маруся» (1990-1991), «Искушение» (1985-1990), «Распятие» (1993-1994). Символом политических интриг перестроечного периода стали напоминающие сюрреалистические «Мутанты» (Тюрлики; 1984-1991). В 1990-е гг. мастер не раз обращался к мотивам Дон Кихота и Евангелия.