российский художник театра и писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), народный художник РСФСР (1988). Действительный член Академии художеств СССР (1991). В 1960 г. окончил Ленинградский театральный институт им. А. Островского (постановочный факультет, курс Н. Акимова). Работал в Малом театре оперы и балета помощником заведующего художественно-декорационными мастерскими, художником Живописно-скульптурного комбината, затем художником Комбината графических работ Художественного фонда РСФСР. В 1963-1966 гг. – главный художник Ленинградского театра драмы и комедии (ныне Театр на Литейном), а в 1966-1972 гг. – главный художник Театра им. В. Комиссаржевской. С 1972 г. – главный художник Большого драматического театра им. М. Горького (с 1992 г. – им. Г. Товстоногова). В 1970-1974 гг. вел курс композиции на постановочном факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. А. Островского. С 1983 г. – руководитель мастерской театрально-декорационного искусства факультета живописи института живописи, скульптуры и архитектуры Российской академии художеств.
Работы: «Господин Пунтилла и его слуга Матти» Б. Брехта (1966), «Принц и нищий» по М. Твену (1967), «Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина (1968), «Генрих IV» У. Шекспира (1968), «Царь Федор Иоаннович» (1972), «Смерть Иоанна Грозного» (1975) и «Царь Борис» (1978) А. Толстого, «Мольер» М. Булгакова (1973), «Прошлым летом в "Чулимске"» А. Вампилова (1974), «История лошади» М. Розовского по повести «Холстомер» Л. Толстого (1975), «Тихий Дон» по М. Шолохову (1977; Государственная премия СССР, 1978), «Волки и овцы» А. Островского (1980), «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (1981), «Дядя Ваня» А. Чехова (1982), «Амадеус» П. Шеффера (1982), «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (1984), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1985), «На дне» М. Горького (1987), «Вишневый сад» А. Чехова (1993), «Возвышенные люди» по повести Ф. Достоевского «Село "Степанчиково" и его обитатели» (1996), «Аркадия» Т. Стоппарда (1998) и др. Оформил также спектакли: «Царь Водокрут» Е. Шварца (1963, Ленинградский театр драмы и комедии), «Таланты и поклонники» А. Островского (1971), «Вкус меда» Ш. Дилени (1973), «Разбойник» К. Чапека (1974), «Живи и помни» по В. Распутину (1979), «Дом» (1980) и «Братья и сестры» (1985) по Ф. Абрамову, «Бесы» по Ф. Достоевскому (1990), «Любовь под вязами» Ю. О`Нила (1993), «Вишневый сад» А. Чехова (1995) и многие др. Главные усилия художника, ценящего метафорическую декорацию, направлены на то, чтобы раскрыть эмоциональную доминанту спектакля. Его мышление отличают широта ассоциаций, масштабность видения, граничащая с аскетизмом скупость в выборе выразительных средств.
Автор книги «Ангелова кукла» (2006), повестей «Козявная палата» («Знамя», 2005, №4) и «Проволочные вожди» («Знамя», 2006, №9), «Крещенные крестами» (2009), «Завирухи "Шишова переулка": Василеостровские притчи» (2015), «Категории композиции. Категории цвета» (2016). Премия «Золотая Трига» Международной квадриеннале сценографии и костюма (1976), премия «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа сценографа» за оформление спектакля «Аркадия» (1998), премия «Национальный бестселлер» за роман «Крещенные крестами» (2010), премия им. Н. Рериха (2013).