Досье личности

Ценность: 1,538 (13)

Симпатия: 1,538 (13)

дата обновления - 2017-11-15

просмотров - 5

ЯНЬ Фу

Имя латиницей: Yan Fu; Ji Dao

Пол: мужской

Дата рождения: 08.01.1853

Место рождения: село Янцисян, уезд Хоугуань, провинция Фуцзянь, Китай

Дата смерти: 27.10.1921 Возраст (68)

Место смерти: Фучжоу, провинция Фуцзянь, Китай

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Бык

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, идеолог, литература, наука, переводчик, писатель, политика, философ.

Anno: 1910

ЯНЬ Фу

китайский философ, общественный деятель и переводчик. Идеолог реформаторского движения в имперском Китае, первым ознакомил соотечественников с достижениями западных общественных наук; перевел на китайский язык произведения Ш. Монтескье, А. Смита, Дж. Милля, Т. Гексли. Получил образование в Англии, в 1909 г. одним из последних получил высшую конфуцианскую ученую степень цзиньши. Автор слов государственного гимна Цинской империи, утвержденного за шесть дней до начала Синьхайской революции.

В двенадцать лет его отдали в обучение Хуан Шаояню, который одинаковое внимание уделял и ханьскому учению, и сунскому неоконфуцианству. Обучение продлилось всего два года, но ученик оказывал знаки внимания учителю до конца жизни. Хотя в 14 лет ему пришлось прервать классическое образование (в общей сложности оно продлилось 7 лет), но, обладая отличными способностями и памятью, он многое усвоил из арсенала древнекитайской культуры и в зрелые годы всегда выказывал к ней уважение, особенно к поэзии и каллиграфии. После скоропостижной смерти отца в 1866 г. семья оказалась в крайне стесненном материальном положении, мать еле сводила концы с концами, занимаясь рукоделием. По воле матери в 1868 г. женился, вскоре супруга скончалась.

Необходимость зарабатывать на жизнь и содержать семью вынудила его отправиться в Фучжоу, где благодаря помощи друга семьи и односельчанина Шэнь Баочжэня он получил место ученика на Фучжоуской судоверфи на казенном обеспечении, обучение там осуществляли иностранные инструкторы. При этом вступительные испытания включали написание сочинения на тему сыновней почтительности. Получив первое место, он мог выбирать между судостроительным училищем, в котором преподавание велось на французском языке, и навигационной школой, где преподавали на английском. Он выбрал последнюю специальность. В навигационном училище он изучал английский язык, арифметику, геометрию, алгебру, аналитическую геометрию, тригонометрию, физику, механику, химию, астрономию и геологию. Таким образом, он получил основательные для того времени познания в области естественнонаучных и технических дисциплин.

С отличием окончив училище в 1871 г., был направлен на практику на корабль императорского ВМФ «Цзяньвэй», совершив плавания до Сингапура и Пинанга на юге, а затем до Ляодуна и Бохайского залива на севере. В 1872 г. на судне «Янъу» он совершил плавание в Желтое море и впервые посетил Японию. Во время практики он заслужил уважение английского командира Трейси, который рекомендовал Янь Фу для продолжения образования за границей. В 1874 г. он участвовал на корабле «Янъу» в описании якорных стоянок восточного побережья Тайваня во время очередного китайско-японского политического кризиса. В 1877 г. для продолжения образования он был направлен в Великобританию. Два с небольшим года провел в Европе: сначала в Портсмуте, затем в Гринвичском военно-морском институте, где изучал высшую математику, химию, физику, военно-морскую тактику и другие дисциплины, совершил также кратковременную поездку во Францию. Пребывание в Европе сильно повлияло на его интеллектуальное развитие, сформировало основные черты мировоззрения. Он попытался понять Запад, найти причины успехов и процветания западных государств. В Лондоне он познакомился с первым китайским послом в Англии – Го Сунтао, сторонником модернизации Китая, который первым из китайских мыслителей признал, что европейские страны обладают не менее длительной, чем у Китая, историей и высокой культурой.

Вернувшись на родину в 1879 г., начал преподавать в Фучжоуском навигационном училище. Несмотря на отсутствие влиятельных покровителей, карьера его развивалась быстро: через год Ли Хунчжан пригласил его преподавать в открывавшееся в Тяньцзине Бэйянское военно-морское училище. Фактически он работал деканом, хотя официально эту должность занял только в 1890 г. Служебная карьера не приносила удовлетворения – яснее многих понимая глубину кризиса, в котором оказалась Цинская империя, он тщетно искал применения как своим способностям, так и подготовке, которая не укладывалась в рамки служебных обязанностей. Остро переживал также неадекватность программы «самоусиления», предложенной Ли Хунчжаном, и невозможность осуществления модернизации в условиях маньчжурской власти. Как патриота его глубоко потряс захват Японией в 1879 г. островов Рюкю, которые формально считались владением Китая. Подобные высказывания вызывали настороженность у его начальства. В результате депрессии стал употреблять опиум, что стало его болезнью до конца жизни.

Потеряв надежду войти в окружение Ли Хунчжана и активно участвовать в государственных делах, он попытался получить традиционную конфуцианскую ученую степень, не без основания полагая, что она придаст ему авторитет. Военная служба тяготила его и не сулила перспективы. В 1885 г. он предпринял первую попытку сдать государственный экзамен, которая оказалась неудачной, как и три последующие попытки получить искомую степень. Еще в 1880-1881 гг. он прочитал «Основания социологии» Г. Спенсера. Книга произвела на него огромное впечатление. Убеждение в принципиальном сходстве и изоморфизме архитектоники системы Спенсера и этико-социальной схемы конфуцианства стало одной из руководящих идей всей его философии. В 1892 г. познакомился с образованным шотландцем А. Мики, чью книгу «Missionaries in China» перевел на китайский язык.

Перелом в его судьбе наступил в 1895 г., когда после поражения Китая в японо-китайской войне подтвердились его худшие опасения о боеспособности Китая. В тяньцзиньской газете «Чжибао» он выпустил последовательно четыре статьи, в т. ч. «Обращение к источникам могущества», «Опровержение Хань Юя», немедленно принесшие ему славу политического публициста. Его политическая позиция мало отличалась от идеологии лидера реформаторов – Кан Ювэя: сохраняя маньчжурскую монархию, он ратовал за комплекс реформ, которые должны были превратить Китай в сильную индустриальную державу с конституционным строем. Однако именно он впервые в Китае решительно порвал с конфуцианской традицией и напрямую обратился к Западу как источнику идейных инноваций.

Медиа (0)
Связи (9)
Источники (4)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • ru.wikipedia.org
  • www.synologia.ru
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх