украинский философ, литературовед, педагог. В годы гражданской войны один из организаторов и первый академик-философ ВУАН. Сын публициста и богослова Н. П. Гилярова-Платонова, отец искусствоведа С. А. Гилярова, дед зоолога, энтомолога, академика АН СССР М. С. Гилярова, прадед профессора кафедры общей экологии Биологического факультета МГУ А. М. Гилярова.
Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (1876-1881). По окончании Московского университета некоторое время учился в Париже у известного психиатра и психолога Жан-Маринета Шарко. Приват-доцент Московского университета (с 1885). В 1887 г. перевелся на кафедру философии в университет Св. Владимира (Киев). В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции», в 1892 г. – докторскую диссертацию «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель». В 1891 г. стал профессором.
Вел курсы «Введение в философию» и по истории зарубежной философии. («Философия в ее существе, истории и значении»). Свободно владел греческим, латынью, немецким, английским и итальянским языками. Выезжал в научные командировки в библиотеки Берлина, Мюнхена, Парижа и Лондона, результатом которых явились его библиографические очерки и обзоры зарубежной литературы по истории философии. Одновременно изучал неорганическую химию, образовал в Киевском университете собственную лабораторию, в которой (1894-1902) вел исследования в области органического синтеза. Кроме того, он много времени отдавал экспериментальной психологии, занимаясь проблемами психологии права, «гипнотизма», «психологии толпы» и др. Поклонник и последователь панпсихизма Г. Т. Фехнера. Толковал его учение как последовательную систему взглядов на общую связь всех элементов деятельности с их духовным единством. Вселенную рассматривал как живой организм, где сознание не возникает, а существует вечно, не имеет другого источника, кроме самого себя.
С 1922 г. – академик Всеукраинской Академии наук (ВУАН). Руководил семинаром по социальной философии при ВУАН. Создал в Киевском университете школу философов и психологов. Среди его учеников – В. Ф. Асмус, М. А. Дынник, В. В. Зеньковский, Г. И. Якубанис, П. П. Блонский. Выступал против сциентистского истолкования философского знания, против редукции философии к науке; философия, прежде всего, мудрость. Основу историко-философской концепции Гилярова составляет истолкование им философии как мировоззрения, задающего человеку систему смысложизненных координат миропонимания, самосознания и поведения. В начале 1930-х гг. подвергся критике как «буржуазный идеалист», а его труды после 1927 г. не издавались.