Имя латиницей: Gilyarov-Platonov Nikita Petrovich
Пол: мужской
Дата
рождения:
04.06.1824
Место рождения: Коломна, Московская губерния, Россия
Дата
смерти:
25.10.1887
Возраст
(63)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Обезьяна
География:
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова:
знание, издатель, литература, наука, публицист, философ.
Anno: 1867
Никита Петрович ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ
русский публицист, философ, издатель. Сын священника П. М. Никитского. Фамилию Гиляров получил в Коломенском духовном училище (1831-1838). В 1848 г. окончил Московскую Духовную академию (где как стипендиат митрополита Платона получил прибавление к фамилии – «Платонов»). После получения степени магистра (1850) читал в академии лекции по истории русской церкви, в которых проповедовал идеи веротерпимости и просвещенной церковности. В 1855 г. под давлением митрополита Филарета, усмотревшего в лекциях Гилярова-Платонова «сомнительные мысли», был вынужден подать в отставку. В 1856 г. назначен цензором Московского цензурного комитета. С 1863 г. – управляющий Московской синодальной типографией. С 1867 г. издавал дешевую газету «Современные известия», в которой критиковались злоупотребления администрации, полиции и духовенства. Газета, несмотря на консервативное направление, подвергалась цензурным репрессиям и приносила убытки. Много печатался в журналах «Русский вестник», «Дело», «Православный собеседник» и др. В 1850-х гг. идейно сблизился со славянофилами, прежде всего с А. С. Хомяковым; их объединяло неприятие католицизма и протестантизма. Славянофильские идеи отразились в его литературно-критических статьях (в частности, в статье «Семейная хроника и Воспоминания С. Аксакова», 1856). Упрекая Пушкина и Лермонтова в нравственном безучастии, а Гоголя в отрицании положительного содержания русской жизни, он противопоставляет им С. Т. Аксакова. Задача художника, согласно Гилярову-Платонову, «не казнить действительность во имя идеи», а «отыскивать блеск идеи и самой темной действительности». Отвергал «идею раздора», присущую «западному уму при суждении о государстве и обществе». В статье «Откуда нигилизм?» он определяет нигилизм как самоубийственное «возмущение озлобленной воли русского человека», видит в нем симптом болезни общества. Основная критико-философская работа – «Онтология Гегеля» (М., 1846). Гегелевская философия, по его мнению, противоречит «здравому смыслу» и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир – обыденным и отвлеченно-теоретическим. Согласно оценке В. В. Розанова, в Гилярове-Платонове открывался «глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить».
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006