китайский государственный и политический деятель, философ-неоконфуцианец времен династии Мин. В 1589 г. сдал государственный экзамен на ученое звание цзиньши и в 1589-1095 гг. находился на государственной службе. В 1093 г. был понижен в должности и отправлен в далекую провинцию, по пути туда в 1594 г. испытал просветление в виде ощущения стоической самоотдачи предопределению, основанной на органическом единстве с небом, землей и великим общекосмическим процессом («да хуа»). Был учеником Гу Сяньчэна, который в 1604 г. воссоздал школу Дунлинь, выступавшую за немедленные реформы в государстве. Дунлиньская академия была создана в начале XII в. Ян Ши, учеником братьев Чэн Хао и Чэн И. В 1612 г., после смерти Гу Сяньчэна, возглавил Дунлиньскую академию. К этому времени Академия объединила свыше 300 членов и имела тысячи последователей, создавших дочерние академии. В 1621 г. был призван ко двору и затем получил ряд высоких постов, в т. ч. главного цензора. Продолжая борьбу за обновление госаппарата, последователи Академии в 1622 г. создали в Пекине учебную академию Шоушань дунлиньского толка. Именно она и стала поводом для первого открытого столкновения с «вероломными» и по требованию евнухов была закрыта. В 1624 г. состоялся судебный процесс по делу о 108 дунлиньцах. Всех их арестовали, объявив «разбойниками», и после жестоких пыток казнили. Затем началась массовая «чистка» госаппарата. В 1625 г. Гао Паньлун был уволен и разжалован, а в 1626 г. под угрозой ареста утопился. В 1629 г. его реабилитировали. В 1625-1626 гг. в результате политических поражения дунлиньцев Академия была запрещена и разрушена, но уже в 1628-1629 гг. восстановлена под началом ученика Гао Паньлуна – У Гуйсэня, после смерти которого она бездействовала до 1643 г., когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна – Гао Шитай. В 1680-е гг. Академия стала государственным учреждением, а в XX в. – обычной школой.
Во взглядах Гао Паньлуна наиболее ярко отразилась общая тенденция Дуньлиньской школы к согласованию внутренней свободы личности с нормами социальной жизни путем отказа от признанного предшественниками неоконфуцианства (особенно чжусианства) дуализма метафизической «абсолютно доброй», «коренной» природы человека и его физической «пневменной» природы, проникнутой как добром, так и злом. Автор «Сказа о тихом сидении» («Цзин цзо шо»).