немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим ее на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Родился в семье ювелира. C 1477 г. посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако юноша пожелал заниматься живописью. В 15 лет был направлен в мастерскую Михаэля Вольгемута. У Вольгемута освоил живопись и гравирование по дереву. Учеба в 1490 г. завершилась путешествием. Поездка продолжалась до 1494 г. Объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах. В 1492 г. задержался в Эльзасе. Он не успел увидеться с Мартином Шонгауэром, художником, творчество которого сильно повлияло на него, но имел возможность некоторое время работать в мастерской художника, где освоил технику гравюры на меди. Позднее переехал в Базель (около 1494). В Базеле, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта. Считается, что в Базеле работал над гравюрами для издания комедий Теренция, «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр).
Некоторое время провел в Страсбурге, где создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493). В 1494 г. вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца Агнесе Фрей. Семейная жизнь сложилась неудачно. Считается, что в 1494 г., через два месяца после женитьбы, предпринял путешествие в Италию. Большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494-1495 гг., где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и др. Все недатированные пейзажные зарисовки художника, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1494-1495 гг. В 1495 г. в Нюрнберге открыл собственную мастерскую. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. В 1495-1496 гг. занялся и гравировкой на меди. После первой поездки в Италию благодаря своему другу Пиркгеймеру вошел в круг нюрнбергских гуманистов. Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырех книг о любви» (1502). Украсил своими рисунками труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. В последнее десятилетие XV в. создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499), саксонского курфюрста Фридриха III (1494-1497) и автопортрет (1498). Одной из лучших и значимых работ в период между 1494-1495 и 1505 гг. считается «Поклонение волхвов», написанное для Фридриха III. Несколько ранее выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками – «Семь скорбей» (около 1500).
В 1505 г. уехал в Италию. Возможно, хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. В то время в Венеции работали Тициан, Джорджоне, Пальма Якопо и др. Но «наилучшим в живописи» художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление. Побывал в Болонье, где надеялся раскрыть в общении с местными учеными секреты перспективы. Предположительно он собирался встретиться либо с математиком Лукой Пачоли, либо с архитектором Донато Браманте, либо со Сципионом Дель Ферро. Италию покинул в 1507 г. В 1509 г. был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В 1511 г. по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице». С 1512 г. главным покровителем художника стал император Максимилиан I. В 1513 г. художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». В 1515 г., по ходатайству художника, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год. В 1517 г. примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. В поздних работах некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. В конце жизни много работал как живописец. Одна из важнейших картин последних лет – диптих «Четыре апостола». До последних дней готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях.