немецкий живописец и график, один из крупнейших наряду с Альбрехтом Дюрером, Грюневальдом и Хольбейном Младшим немецких художников ХVI в. Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-1503; «Отдых на пути в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Мадонна с младенцем под яблоней», «Источник молодости», 1546). Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505-1525), Иоганна Твердого (1525-1532) и Иоганна Фридриха Великодушного (1532-1547), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. отправился на Святую землю – Палестину. В 1501 г. приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 г. был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. Был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведенной последним на немецкий язык. Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.