пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Историчность Заратуштры достоверно не установлена, хотя большинство ученых признают его реальным лицом. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара (Александра Македонского), в VII-VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» – самой священной части «Авесты», автором которой он считается, позволяет отнести эпоху деятельности пророка к XII-X вв. до н. э. Согласно «Ясне», он – сын Пурушаспы, четвертого человека, выжавшего священный сок хаомы; по другим версиям, он происходит из восточно-иранского рода Спитама. Первоначально выступал с проповедью на родине (в Восточном Иране или в Средней Азии), но не был признан своей «общиной»; согласно пехлевийским источникам, подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был покинуть родину (в «Гатах», приписываемых Заратуштре, сохранилась молитва-сетование, обращенная к Ахурамазде, – «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал царь (кави) Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Иране. По пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит Тур-и Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь. Уже в «Младшей Авесте» его образ был подвергнут мифологической переработке: одни тексты изображают его культурным героем, учредителем социальной структуры общества («Яшт» XIII 88-89), другие – провозвестником таинств новой веры, спасителем не посвященного в высшие истины человечества (в духе «Гат»: «Ясна» 17, 19, 27; «Яшты» V и XIX, «Денкарт»). Дух тьмы Ангро-Майнью пытался через дэва лжи Друга убить или искусить Заратуштру обещанием великой власти («Видевдат» 19, 4-6). Пророк отражал эти происки не только словом и атрибутами культа, но и камнями для пращи, «большими как дом». По «Младшей Авесте», он просил содействия в насаждении новой веры у божеств древнеиранского пантеона Ардвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно «Гаты» не содержат их упоминаний. В поздних сочинениях «Денкарт» (VII 1, 14) и «Затспрам» (VI 14) его образ полностью мифологизирован: Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил ее в ствол древа жизни Хаомы, а через шесть тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла, он призван был способствовать победе добра на земле, получил телесное воплощение и был озарен неземным светом истины [миф о сошествии огня (света) истины, хранимого в мировом дереве, к людям имеет позднеиндоевропейские истоки: сравнение – Прометей, принесший людям огонь в стволе зонтичного дерева]. Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра. Проповедуя зороастрийскую мораль – этическую триаду благих мыслей, благих слов и благих дел, он идеализировал также «праведную» хозяйственную деятельность, которую противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни; согласно одной из «Гат», он ниспослан на землю и для того, чтобы научить людей ухаживать за скотом. Считался посредником между богом и людьми; «Авеста» – священное откровение Ахурамазды, которое он передал своим ученикам. Последователям Ахурамазды обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал муками, расплавленным металлом и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. Пророк предсказывал, что конец света наступит при жизни современного ему поколения: по «Младшей Авесте» гибель мира должна произойти через три тысячи лет, когда праведные будут спасены саошйантом – воплощением Заратуштры. Через греческое посредство его образ стал достоянием европейской культуры. В эпоху эллинизма он породил множество вторичных синкретических мифов, которые сохраняли иногда архаичные иранские черты. Так, античный автор I – начала II вв. Дион Хрисостом передал легенду о том, что Заратуштра в поисках истины удалился на уединенную гору, куда обрушилось с небес великое пламя, но он вышел из него невредимым и наделённым искомой мудростью (вариант мифа о сошествии божественной истины в огненной форме). Заратуштре приписывали множество пророчеств, изречений и книг, в средние века его считали магом и астрологом. Ф. Ницше вложил в его уста мрачную проповедь индивидуалистически толкуемой свободы духа («Так говорил Заратустра»).
Досье личности
ЗАРАТУШТРА
Другое имя: Заратустра;Зороастр
Имя латиницей: Zaratushtra
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.622 до н.э.
Место рождения: Рей, Иран
Дата смерти: приблизительно 00.00.575 до н.э. Возраст (47)
Место смерти: Балх, Афганистан
Знак зодиака: Неизвестно
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИРАН.
Ключевые слова: идеолог, основатель, проповедник, религия, реформатор.
Anno: -599
ЗАРАТУШТРА
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- АЛЕКСАНДР Македонский
- ИБН СИНА
- ОМАР ХАЙЯМ
- ТАМЕРЛАН
- ПОЛО Марко
- АББАС-МИРЗА
- НАСИРЭДДИН ат-Туси Абу Джафар Мухаммед ибн Мухаммед
- ИСМАИЛ I (Иран)
- АББАС I Великий
- УЗУН-ХАСАН
- ГОРОДЕЦКИЙ Владислав
- РЕЗА-ШАХ ПЕХЛЕВИ
- МИРЗАХАНИ Мариам
- АБУ БАКР
- БАБЕК
- МОХАММЕД РЕЗА ПЕХЛЕВИ
- ДЖАМИ Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад
- АЗЕР ИГБАЛ Абулгасан хан
- ГАУМАТА
- ЛАЗАРЕВ Лазарь Назарович
- ХОМЕЙНИ Аятолла Мусави
- УМАР ибн аль-Хаттаб
- ГАЗАН-ХАН
- БАБ
- АГА МОХАММЕД Шах Каджар
- САТТАР-ХАН
- АБД аль-РАЗЗАК
- КТЕСИЙ Книдский
- БАХОНАР Моххамед Джавад
- БАДИ АЗ-ЗАМАН ФАРУЗАНФАР
- НАДЕРПУР Надер
- БАСТАНИ-ПАРИЗИ Мохаммад Ибрахим
- РУХАНИ Хасан
- АЗХАРИ Голям Реза
- МАХДАВИ КАНИ Мохаммад-Реза
- ДЖАВАН Али
- БАХТИЯР Теймур
- БАНИСАДР Абольхасан
- ТАХМАСП I
- АБУ МУСЛИМ
- ДАТАМ
- НАСР Сейид Хоссейн
- ДАШТИ Али
- ШАХРИЯР Мохаммед Хосейн
- ГАСЫМ бек Закир
- БАХТИЯР Шапур
- ЭСФЕНДИАРИ М. Ферейдун
- АСГАР Али
- АМИР ХАЛИЛ
- РАДЖАИ Мухаммед Али
- ХАТАМИ Мохаммад
- НАФИСИ Саид
- ДЖАМАЛЗАДЕ Сеид Мохаммед Али
- БАЗАРГАН Мехди
- МУСАВИ Мир-Хосейн
- ХАРУН АР-РАШИД
- ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед
- МАХМАЛЬБАФ Мохсен
- ЗАРАТУШТРА
- ВАРТАНЯН Геворк Андреевич
- АХЛИ ШИРАЗИ
- ГАЗАЛИ Мухаммед
- БЕХАЭДДИН
- АБД АС-САМАД