древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота. Родился в начале IV до н. э. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора – материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. Он был художником в высшей степени плодовитым и разнообразным. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом, весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная им для города Книда; предание гласит, что натурщицею для нее служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало на вазу, стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини – Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской Афродиты, из под резца Праксителя вышли Афродиты: косская, феспийская, александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры. Изображая последних, он удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полу животных. Например, его «Фавн», насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла, каким изображало его древнее искусство; у Праксителя это грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя скульптора, изображавшая Аполлона Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени дошло его несомненно оригинальное произведение – знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г., при раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов – крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку – малютку Диониса, он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке – по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта – верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением Праксителя следует также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте, в Англии.
Досье личности
ПРАКСИТЕЛЬ
Имя латиницей: Praxiteles
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.390 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.330 до н.э. Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: искусство, скульптор.
Anno: -0374
ПРАКСИТЕЛЬ
- ЕВФРАНОР (380 до н.э. - 330 до н.э.)
- КЕФИСОДОТ Младший (355 до н.э. - 285 до н.э.)
- КЕФИСОДОТ Старший (421 до н.э. - 356 до н.э.)
- ПАВСАНИЙ (писатель) (145 - 199)
- ПЕРИКЛ (490 до н.э. - 429 до н.э.)
- ПРАКСИТЕЛЬ Старший (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- СКОПАС (скульптор) (390 до н.э. - 350 до н.э.)
- ФРИНА (393 до н.э. - 332 до н.э.) (ФРИНА была натурщицей у ПРАКСИТЕЛЯ)
- Личности «Сегодня» (28.07.2007 Выставка античного скульптора Праксителя открылась в Греции)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.e-reading.org.ua
- http://100v.com.ua
- http://hystory.ru
- http://art-blog.uz
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- ПИКАССО Пабло
- МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
- МИКАЕЛЯН Михаил Иванович
- РЕНУАР Пьер Огюст
- АХМЕД (зодчий)
- ГОГЕН Поль
- БЕРНИНИ Джованни Лоренцо
- БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна
- ГЮРДЖЯН Акоп Маркарович
- ГРАСС Гюнтер
- ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто
- МАТИСС Анри
- МУХИНА Вера Игнатьевна
- ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (живописец)
- СТЕПАНЯН Сурен Левонович
- ТЮССО Мария
- БОНЕР Роза
- РОДЕН Огюст
- АБДУРАХМАНОВ Фуад Гасан оглы
- ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна
- КЛОДЕЛЬ Камилла
- АЛЕЙЖАДИНЬЮ
- БЕРТОЛЬДИ Фредерик Огюст
- ДАЛУ Эме Жюль
- НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович
- КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич
- ШАДР Иван Дмитриевич
- ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович
- ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович
- ПИЗАНО Андреа
- ФИДИЙ
- БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо
- ТОЛСТОЙ Лев Львович
- ВЕРРОККИО Андреа
- КАНОВА Антонио
- ДОМЬЕ Оноре
- ДЕМЕТРИЙ из Алопеки
- АБАЛАКОВ Евгений Михайлович
- БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович
- ЭРЬЗЯ Степан Дмитриевич
- БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан
- ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович
- АНТЕНОР (скульптор)
- ЧУБАРЯН Гукас Григорьевич
- ПОЛИКЛЕТ Старший
- ПРАКСИТЕЛЬ
- РОЙК
- ТОЛСТОЙ Федор Петрович
- ЯКЕРСОН Давид Аронович
- АНИКЕЙЧИК Анатолий Александрович
- АГОРАКРИТ
- АЭТИОН
- ПИФАГОР (скульптор)
- КРЕМЕР Фриц
- БАРАТТА Пьетро
- КИБАЛЬНИКОВ Александр Павлович
- ГРЕКО Эмилио
- ДОНАТЕЛЛО
- ДЕМИН Вениамин Алексеевич
- АНДРЕЕВ Вячеслав Андреевич
- ФРАНГУЛЯН Георгий Вартанович
- КУСАМА ЯИОИ
- АВДЕЙ