античный философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия. Последний философ языческой традиции неоплатонизма в Александрии; после его смерти Александрийская школа перешла к христианским аристотелистам и в итоге была перенесена в Константинополь. Олимпиодор возглавил школу в 520 г., после смерти учителя; несмотря на указ императора Юстиниана I 529 г., по которому были закрыты почти все языческие философские школы, продолжал преподавать и писать как минимум до 565 г. (в своем комментарии к «Метеорологии» Аристотеля он упоминает комету, появлявшуюся в этом году). Это оказалось возможным в основном благодаря тому, что Александрийская школа имела более формально-учебный характер (чем, например, Платоновская Академия в Афинах) и воздерживалась от участия в политической жизни. Ему принадлежит оригинальное рассуждение о катарсисе, характерное с точки зрения понимания Аристотеля в общеантичной традиции (в комментарии к «Алкивиаду I» Платона). Олимпиодор различает «нефилософский» и «философский» катарсис. Нефилософский катарсис может быть процессом получения истины в результате критики или опровержения ложного. Философский катарсис есть тот, который применяется к психической жизни и дает возможность переходить от низших ее состояний к высшим. В философском катарсисе он различает три типа очищения. Первый тип, «сократо-платоновский», представляет собой критику понятий частных, обывательских (то есть обыкновенно случайных, неверных) для получения таких общих понятий, которые являются мерами истины (и искажением которых понятия частные, обывательские являются). Второй тип основан на понимании катарсиса как лечения болезненных состояний (у Гиппократа такое лечение понимается медицински, у Аристотеля – психологически). Этот тип катарсиса основан на излечивании болезни такими средствами, которые данной болезни противоположны. Третий тип противоположен второму и называется у Олимпиодора пифагорейским. Здесь также идет речь о лечении болезненных состояний, но лечение понимается как использование в малой дозе той болезни, которая существует в большой дозе. В его рассуждении отсутствует ноологические понимание катарсиса, как это следовало бы ожидать от неоплатоника. Но комментируемый им диалог «Алкивиад I» посвящен не катарсису, но софросине (благоразумию, деланию добра), и о собственно Космосе в нем речь не идет.
Досье личности
ОЛИМПИОДОР Младший
Имя латиницей: Olympiodorus the Younger
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.495
Дата смерти: приблизительно 00.00.570 Возраст (75)
По восточному: Свинья
География: ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno:
Младший ОЛИМПИОДОР
- ЗАХИР Сейфаддин Хушкадам I
- ЗАХИР Сейфаддин Чакмак I
- ЗАХИР Тимурбуга I
- ЗЕВАЙЛЬ Ахмед
- ЗЕЙДАН Джирджи
- ЗЕЙТУНЦЯН Перч Арменакович
- ЗОРКАНИ Али
- ИАКОВ БАРАДЕЙ
- ИБН АБД АЛЬ-ХАКАМ
- ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ
- ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед
- ИБН ТАГРИБЕРДИ Ибн Тагрибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-аддин Юсуф
- ИБН ХАЛЬДУН
- ИБН ХАУКАЛЬ
- ИБН ЮНУС Али ибн Абд Рахман
- ИБРАГИМ БЕЙ
- ИБРАГИМ Жижи
- ИБРАХИМ Саналла
- ИБРАХИМ-ПАША
- ИДРИС Юсуф
- ИЕРОФЕЙ I (патриарх Александрийский)
- ИЛЬЯ АБУ МАДЫ
- ИОАНН Египетский
- ИОАНН НИКИУССКИЙ
- ИОАНН ТАЛАИА
- ИСМАИЛ Махмуд Хасан
- ИСМАИЛ Паша
- ИССАВИ Чарлз Филипп
- ИСХАК АДИБ
- ЙЕКУН Вали-ад-дин
- КАЛЬКАШАНДИ
- КАМАЛЬ Хусейн
- КАМИЛЬ Мустафа
- КАМИЛЬ Сейфаддин Шабан I
- КАМСАРАКАН Тигран
- КАНДИЛЬ Хишам
- КАРИМ Мухаммед
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий
- КОНТИ Никколо
- КОУПЛЕНД Стюарт
- КУАЙИД Мухаммед Юсуф
- КУЛЬСУМ Умм
- КЭТОН-ТОМПСОН Гертруда
- ЛАШИН Махмуд Тахир
- ЛЕВИ-ПРОВАНСАЛЬ Эварист
- ЛЕЙН Эдуард Уильям
- ЛЕССЕПС Фердинанд Мари де
- ЛУТФИ АС-САЙИД
- МААД аль-МУСТАНСИР Биллах
- МАГДА
- МАЗИНИ Ибрахим
- МАЙМОНИД Моисей
- МАКАРИЙ Александрийский
- МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ
- МАКРИЗИ
- МАЛИК Адиль I
- МАНДУР Мухаммед
- МАНСУР Адли
- МАНСУР Алааддин Али II
- МАНСУР Иззуддин Абдель Азиз I
- МАНСУР Нураддин Али I
- МАНСУР Салахаддин Мухаммед II
- МАНСУР Сейфаддин Абу Бекр I
- МАНСУР Сейфаддин Калаун I