античный философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия. Последний философ языческой традиции неоплатонизма в Александрии; после его смерти Александрийская школа перешла к христианским аристотелистам и в итоге была перенесена в Константинополь. Олимпиодор возглавил школу в 520 г., после смерти учителя; несмотря на указ императора Юстиниана I 529 г., по которому были закрыты почти все языческие философские школы, продолжал преподавать и писать как минимум до 565 г. (в своем комментарии к «Метеорологии» Аристотеля он упоминает комету, появлявшуюся в этом году). Это оказалось возможным в основном благодаря тому, что Александрийская школа имела более формально-учебный характер (чем, например, Платоновская Академия в Афинах) и воздерживалась от участия в политической жизни. Ему принадлежит оригинальное рассуждение о катарсисе, характерное с точки зрения понимания Аристотеля в общеантичной традиции (в комментарии к «Алкивиаду I» Платона). Олимпиодор различает «нефилософский» и «философский» катарсис. Нефилософский катарсис может быть процессом получения истины в результате критики или опровержения ложного. Философский катарсис есть тот, который применяется к психической жизни и дает возможность переходить от низших ее состояний к высшим. В философском катарсисе он различает три типа очищения. Первый тип, «сократо-платоновский», представляет собой критику понятий частных, обывательских (то есть обыкновенно случайных, неверных) для получения таких общих понятий, которые являются мерами истины (и искажением которых понятия частные, обывательские являются). Второй тип основан на понимании катарсиса как лечения болезненных состояний (у Гиппократа такое лечение понимается медицински, у Аристотеля – психологически). Этот тип катарсиса основан на излечивании болезни такими средствами, которые данной болезни противоположны. Третий тип противоположен второму и называется у Олимпиодора пифагорейским. Здесь также идет речь о лечении болезненных состояний, но лечение понимается как использование в малой дозе той болезни, которая существует в большой дозе. В его рассуждении отсутствует ноологические понимание катарсиса, как это следовало бы ожидать от неоплатоника. Но комментируемый им диалог «Алкивиад I» посвящен не катарсису, но софросине (благоразумию, деланию добра), и о собственно Космосе в нем речь не идет.
Досье личности
ОЛИМПИОДОР Младший
Имя латиницей: Olympiodorus the Younger
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.495
Дата смерти: приблизительно 00.00.570 Возраст (75)
По восточному: Свинья
География: ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno:
Младший ОЛИМПИОДОР
- ААРОН (врач)
- ААРОН БЕН ЭЛИА НИКОМЕДИЙСКИЙ
- АББАС I Хильми
- АББАС II
- АББАС Васим Эфенди
- АББАС МАХМУД Аль-Аккад
- АБД АЛЬ-ДЖАЛИЛЬ АТ-ТАБАТАБАИ
- АБД аль-КРИМ
- АБД аль-КУДДУС Ихсан
- АБД аль-ЛАТИФ
- АБД АЛЬ-МУХСИН АЛЬ-КЯЗЫМИ
- АБД ас-САБУР Салах
- АБД-АЛЬ-ВАХАБ Фатан
- АБДАЛЛА ибн Хусейн
- АБДАЛЛА Исмаил Сабри
- АБДЕЛЬ МАГИД Ахмед Исмат
- АБДЕЛЬ-РАХИМ Гамаль
- АБДО Мухаммед
- АБЕЙД Атеф
- АБУ КАМИЛ ШУДЖА ибн Аслам ал-Мисри
- АБУ СЕЙФ Салах-ад-дин
- АБУ ТАЛЕБ Суфи Хасан
- АБУ ШАДИ Ахмед Заки
- АБУЛЬ-ФУТУХ Абдель-Монеим
- АБЬЯД Жорж
- АВАД Луи
- АВЕРОФФ Георгиос
- АГАФОН Скитский
- АДИЛЬ Бедраддин Саламыш I
- АДИЛЬ Зайнаддин Китбуга I
- АДИЛЬ Мустаин I
- аз-ЗАВАХИРИ Айман
- АЗЗАМ Абдул Рахман Хассан
- АЗИЗ Джемаладдин Юсуф I
- АЙБАК
- АЛ-ДЖАЙЯНИ
- АЛЕКСАНДР (Александрийский)
- АЛЕКСИЙ (архиепископ)
- АЛИ Камаль Хасан
- АЛИ-бей аль-КАБИР
- АЛИМ Махмуд Амин
- алль-МИСРИ Азиз Али
- аль-АРАБИ Набиль
- аль-АСУАНИ Аля
- аль-БАБЛАУИ Хазем
- аль-БАГДАДИ Абдель Латиф
- аль-БАННА Хасан
- аль-БАРУНИ Сулейман
- аль-ГАНЗУРИ Камаль
- АЛЬ-КАМИЛЬ Мухаммад ибн Ахмад
- аль-ОМАРИ
- АЛЬ-ТУНИСИ Байрам
- аль-ХАЙЯТ Адель
- аль-ХИЛЯЛИ-паша Ахмад Нагиб
- аль-ШАЗЛИ Саад
- аль-ШАФЕИ Хусейн
- АМЕР Абдель Хаким
- АМИН Ахмед
- АМИН Касим
- АМИН Самир
- АММОНИЙ Саккас
- АМР ИБН АЛЬ-АС
- АМР Мухаммед Кямиль
- АНДРЕЙ Александрийский