византийский философ-неоплатоник (представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия), механик и физик; христианин. Прозван «Филопоном» (трудолюбивым) за усердие в науках. Его богословские взгляды (тритеизм и монофизитство) были преданы анафеме на Константинопольском соборе 680-681 гг. и игнорировались последующие 600 лет. В XIII в. работы философа были открыты заново и оказали влияние на арабов, латинский Запад, мыслителей Возрождения. Его сочинения насчитывают как минимум 40 названий. Ему принадлежат комментарии на «Введение» Порфирия, на трактаты Аристотеля: «Метафизика», «Категории», «О душе» (I и II), «Аналитики», «Физика», «Метеорология» и др. Более известны его собственные трактаты «О вечности мира» против Прокла Диадоха, «О сотворении мира» против Аристотеля (известный по цитатам и критике Симпликия в комментарии к «О небе»), «Арбитр, или О единстве» (известный по цитатам у византийских авторов и сирийскому переводу), «Об устройстве и применении астролябии».
В работе «О сотворении мира» Филопон подвергает критике неоплатоническую интерпретацию платоновского «Тимея» (творение космоса как вневременной акт), и защищает тезис, используя критическую аргументацию Ксенарха из Селевкии, о начале творения мира согласно ветхозаветной книге Бытия, с которой, как он считал, Платон был знаком. В критических комментариях к сочинениям Аристотеля он высказал несколько новых идей о природе движения, в т. ч. предположил, что свободное движение поддерживает не окружающая среда, как считал Аристотель, а некоторый начальный запас того, что впоследствии было названо «импетус» (impetus). Эту идею впоследствии развили Авиценна и Буридан.